Будет больно – звони

14:30, 01 декабря 2015г, Медицина 1702


Будет больно – звони Фото №1

Вот уже полгода в крае работает круглосуточная «горячая линия» по обезболивающей терапии. За это время номер 8-983-100-6738 узнали люди со сложными хроническими заболеваниями, в том числе и онкологическими, с ярко выраженным болевым синдромом.

Диспетчерская служба действует на базе краевого онкодиспансера в корпусе на ул. Матросова краевой столицы. На звонки, поступающие со всего края, отвечают опытные врачи-онкологи и специалисты противоболевой терапии.

Две трети обращений поступает из районов. Ежесуточно диспетчеры обрабатывают до 20 звонков, за полгода работы «горячей линии» 100 обращений были связаны с необходимостью коррекции противоболевой терапии, эта тема обсуждается наиболее часто.

Как показала жизнь, поддержка «горячей линии» необходима людям при многих заболеваниях, болезни Паркинсона, например, или коксартрозе. При этом не всегда речь идет о необходимости применения наркотических обезболивающих. Бывают ситуации, когда наибольший эффект дают комбинации самых простых средств. Но большинство пациентов службы это все-таки онкологические больные.

Специалист по паллиативной медицине краевой онкологической поликлиники Виктор Павлишинец рассказал, по какой схеме работает «горячая линия». Приняв звонок, медики контактного центра связываются с территориальной поликлиникой, ЦРБ или участковой амбулаторией. Врачи первичного звена осматривают больного и после консультаций с краевыми специалистами по противоболевой терапии выбирают верную обезболивающую стратегию.

– Больше всего звонков диспетчерский пункт принимает из сел, удаленных от ЦРБ на 50 и более километров, – уточнил Виктор Михайлович. – Больные этой самой сложной категории, как правило, маломобильны. Теперь их родным не нужно ехать в райцентр за лекарствами. Проблема решается на уровне участковой амбулатории, врач первичного звена выписывает рецепты на необходимые препараты, и в случае необходимости медработник даже доставляет их на дом. С одной стороны, упрощен алгоритм выдачи таким больным опиатов и других сильнодействующих обезболивающих, с другой – мы, получив сигнал, связываемся с врачами территории и корректируем назначенную терапию в случае ее низкой эффективности. Наши больные и раньше не были брошены на произвол судьбы, но с началом работы «горячей линии» ситуация с выпиской рецептов и лекарственным обеспечением поменялась кардинально.

Подводя итоги полугодовой работы «горячей линии», доктор Павлишинец рассказал журналистам, что созданию новой и такой нужной региону службы предшествовали два нормативных документа. Почти год назад вступили в силу поправки к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», которые повысили доступность наркотических анальгетиков и других обезболивающих веществ людям с онкологическими и другими заболеваниями, сопровождающимися сильным болевым синдромом. Тогда право отпуска таких препаратов получили лечебные учреждения и обособленные их подразделения в сельских и удаленных населенных пунктах, где нет аптек. С 5 до 15 дней был продлен срок действия специального рецепта на препараты из так называемого II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. А специальным приказом крайздрава в мае 2015-го была создана новая служба. 1 июня диспетчеры приняли первый звонок.

Как известно, такие службы создаются сейчас и в других регионах страны. Они очевидно необходимы с учетом нескольких недавних российских трагедий, когда неизлечимо больные люди не в силах перенести боль совершили суицид.

Прогноз, который сбудется на 100%: значимость «горячей линии» со временем будет расти, особенно для жителей удаленных сельских территорий.

Фоторепортаж