«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле

19:15, 17 марта 2022г, Культура 1381


«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле Фото №1
«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле Фото №2
«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле Фото №3
«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле Миниатюра №4
«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле Миниатюра №4
«Фауст» Александра Шевцова покажут в Барнауле Миниатюра №4

Уже завтра, 18 марта, Молодёжный театр Алтая представит долгожданную премьеру мюзикла «Фауст» композитора Александра Шевцова, над которой работал с июня прошлого года.

Мы поговорили с главным режиссером МТА Алексеем Серовым о том, что заставило его взяться за музыкальную интерпретацию старинной европейской легенды об ученом, продавшем душу дьяволу. Да еще с артистами драматического театра, а не профессиональными певцами! А также выяснили ближайшие репертуарные планы.

Поющие артисты

– Алексей Эдуардович, где вы столкнулись с материалом Александра Шевцова?

– Саша прислал мне его, когда я работал главным режиссером в музыкальном театре. Пьесу ведь ставишь, если почувствовал в ней что-то вечное, да? Это может быть слово, ремарка, взаимоотношения. Необязательно, что вся пьеса будет состоять из «вечного», она вообще-то должна состоять из жизни. Я в этом материале что-то почувствовал, даже читали его тогда на труппе. Но опытный артист, чутью которого я доверял, сказал мне, что этот мюзикл скорее для драматического театра. Разница в том, что в музыкальном театре другие голоса, там играющие вокалисты. А здесь нужны были поющие артисты. И в Молодёжном театре Алтая, на мое удивление, оказалась очень музыкальная труппа, а так бывает далеко не всегда.

– Но ведь артисты проходят вокальную подготовку во время учебы?

– Проходят-то ее все, а труппы складываются по какому-то другому принципу. Но все равно нужны специалисты, которые артистов вокально продвинут, поэтому мы начали работать с прекрасным педагогом по вокалу Александрой Чопик. Ребята справляются. Естественно, те, кто поет лучше, будут играть главные партии. И реплик там очень много. И моя задача – совместить образ, вокал, пластику.

– Там есть цепляющие мелодии? Мы будем что-то напевать после премьеры?

– Мне кажется, там есть просто шлягеры. Но главное, чтобы вы уходили со спектакля с надеждой.

По поводу хеппи-энда

– Но вы останавливаетесь на трагической истории любви Фауста и Маргариты, а в ней нет хеппи-энда.

– Ну, у Гёте Маргарита спасена. Да, его «Фауст» состоит из двух частей. Первую экранизируют, ставят по ней спектакли, даже Сокуров, по сути, заканчивает первой частью (речь о фильме «Фауст» 2011 года. – Прим. ред.). Хотя, по его финалу я догадываюсь, что вторую он тоже читал (смеется).

При этом первый том Гёте написал, будучи совсем молодым, а потом, уже перед смертью, он заканчивает второй том там, где Фауст с Мефистофелем путешествуют не по окрестностям Виттенберга, а по времени и пространству. И мы все ждем, когда же, когда прозвучит эта фраза: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» – и договор с дьяволом будет завершен. И произносит ее Фауст – слепой, обманутый Мефистофелем – лишь в самом конце, когда ему чудится, что на свободной земле восторжествовал труд свободных людей. Вторая часть «Фауста» – это как четвертый том «Войны и мира», который мало кто читал, но в котором, собственно, и сконцентрирована вся суть. И когда я сейчас слушаю аналитиков происходящего в мире, я по ним вижу, читали они эту четвертую часть или нет, поняли ли они Толстого.

По поводу хеппи-энда. Мне кажется, он у нас происходит в виде катарсиса, прозрения через страдания. Понимаете, Мефистофель знает человека как облупленного, но есть что-то выше его понимания. Так что мне кажется, что мы заканчиваем с надеждой. Человек велик, и это то, чего не понимает Мефистофель.

– Значит, там будет некий отблеск второго тома?

– Нет, просто мы в театре имеем право на свою версию. И нам в этом помогают великие: есть изумительный немой фильм 1926 года Фридриха Вильгельма Мурнау «Фауст», и в какой-то степени мы строим свою версию на его основе.

Понимаете, в законченном виде легенда о Фаусте сложилась в XVI веке и была безумно популярна в народе. Сам Гёте признавался, что в детстве был очарован кукольными представлениями на площадях – это к слову о доступности сюжета.

– И потому вы ждете на премьере зрителей от 12 лет?

– Я призываю театр смотреть на то, что мы делаем, глазами наших зрителей. Вот моей старшей дочери 26 лет. Средней сейчас 11, и я хотел бы ей показать «Фауста», мне интересно, что она скажет.

О планах театра

– Вскоре МТА попытается решить очень увлекательную задачу – поставить «Трёх толстяков» Юрия Олеши, – обещает Серов. – Молодой режиссер Павел Пронин был у нас на последнем Золотухинском фестивале со спектаклем Екатеринбургского ТЮЗа «Тимур и его команда» и запомнился.

Потом подумываем, не замахнуться ли нам на Гоголя нашего. Он ведь подвергался серьезным нападкам как клеветник России. Клеветник! Сейчас скажи любому: «Мёртвые души» – а кто там мертвые души-то? Речь ведь не о тех, которых закопали, а потом продали! И, если все сложится, то в этом спектакле может быть очень неожиданный исполнитель главной роли Чичикова. А потом мне хочется продолжить наши вокальные экзерсисы. Режиссер музыкального и драматического театров Александр Лебедев будет ставить у нас детский мюзикл «Огниво».

Сюжет

«Фауст» – легенда об ученом муже, продавшем душу дьяволу ради того, чтобы предаться всем земным наслаждениям и овладеть всеми знаниями мира. За четыре столетия создано множество ее интерпретаций в литературе, театре, музыке и кино. Самая известная принадлежит перу немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте.

Фоторепортаж