Чем запомнилась Неделя психологии в Алтайском крае

18:00, 10 ноября 2020г, Общество 935


В Алтайском крае завершилась Неделя психологии – 2020, включавшая 32 мастер-класса и четыре панельные дискуссии. В этом году впервые за два десятилетия она прошла исключительно в формате онлайн.

Как совладать с действительностью

Как говорят организаторы, когда-то в краевой Неделе психологии участвовали исключительно педагоги-психологи образовательных организаций. Теперь к ней присоединяются также социальные педагоги, учителя-логопеды и дефектологи, учителя-предметники и классные руководители, психологи, работающие в системе соцзащиты и здравоохранения, представители алтайских вузов.

По словам заместителя директора Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Елены Вдовиной, если в прошлой Неделе психологии в 2018 году участвовало около 500 человек, то в этом году на онлайн-мероприятия зарегистрировалось более 850 специалистов. Параллельные трансляции мастер-классов и дискуссий на YouTube помогли провести специалисты Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования (сейчас они все доступны в записи).

Все дни недели были тематическими. Центральной темой первого дня стали профилактика и коррекция трудностей в обучении и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями. Например, Екатерина Кузнецова, психолог Змеиногорской общеобразовательной школы-интерната, рассказала о коррекции и профилактике агрессивного поведения детей с помощью акватерапии. Учителя-логопеды Наталья Кострица и Евгения Унгер из славгородского детского сада № 43 показали, как развивать речь у дошкольников с помощью кукольного и пальчикового театра. Итогом стала панельная дискуссия «От человеческого капитала к человеческому потенциалу». Доцент кафедры психологии и социологии Алтайского филиала РАНХиГС Ян Меженин так объясняет эту смену тренда в образовании: «Личностный потенциал подразумевает не адаптацию к среде, а сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью».

Когда учитель должен догонять

Мастер-классы и дискуссия второго дня были посвящены профилактике девиантного и суицидального поведения детей.

Замдиректора краевого центра ППМС-помощи Елена Вдовина говорит:

– Это тема всегда очень актуальна, а подобрать эффективные технологии и методы порой сложно, потому что у самих специалистов могут быть психологические барьеры в работе с такими детьми.

Директор Института клинической психологии АГМУ, профессор кафедры психиатрии, медицинской психологии и наркологии Александр Строганов рассказал об особенностях психопатологий и личностных расстройств у подростков с девиантным поведением. Дмитрий Труевцев, завкафедрой клинической психологии АлтГУ, – о факторах риска самоповреждающего поведения подростков (одной из целей его выступления было обратить внимание коллег на устаревшие и ошибочные концепции). А Юлия Ляпина, старший преподаватель кафедры психологии и социологии Алтайского филиала РАНХиГС, рассказывала о формировании эмоционального интеллекта у детей и подростков.

– Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на неспособность традиционных тестов IQ (тестов на коэффициент интеллекта. – Ред.) предсказать успешность человека в карьере и жизни, – говорит Юлия Николаевна. – Этому было найдено объяснение: успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению собственными эмоциями.

В третий день участники Недели психологии обсуждали вопрос повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

– Сегодня меняются родители, их запросы. И порой педагогу приходится догонять молодых родителей – не секрет, что средний возраст учителей у нас не очень юный. Возникает некий разрыв, барьер, и педагогам нужно нарабатывать какие-то новые техники, – говорит о важности темы Елена Вдовина.

Четвертый день посвятили формированию психологически безопасного образовательного пространства и комфортной среды в классных коллективах. Кроме того, в рамках недели были подведены итоги Фестиваля психолого-педагогических проектов.

Мария ИВАНОВА.