Что сдерживает рост турпотока в Алтайский край

13:42, 26 апреля 2019г, Туризм 1563



Фото Андрей КАСПРИШИН

Освободить от уплаты курортного сбора жителей Алтайского края, ввести налоговый вычет за отдых в санаториях и разработать федеральный маршрут «Чуйский тракт-2».

Конкуренция

1 мая в Алтайском крае открывается летний туристический сезон. В этот день на «Бирюзовой Катуни» состоится праздник «Цветение маральника». А накануне Виктор Томенко встретился с представителями туристического сообщества. О чем просил и что предлагал губернатору турбизнес?

Итак, туризм – перспективная для региона отрасль. По итогам прошлого года объем оказанных услуг составил 4 млрд рублей. Сфера обеспечивает 6,5 млрд налоговых поступлений. В предстоящий летний сезон гостей готовы принять более 1000 баз, гостиниц, отелей. Кроме того, около 200 организаций оказывают туроператорские услуги. С каждым годом отрасль принимает в свой состав новых людей. Сегодня туризм дает работу 13 тысячам человек.

Между тем в управлении по развитию туризма и курортной деятельности не отрицают, что есть ряд моментов, которые сдерживают рост турпотока. В частности, речь идет о транспортной доступности, дороговизне авиаперелета, выраженной сезонности, наличии инфраструктурных ограничений.

– Программа по развитию туризма предусматривает поддержку малого предпринимательства. Но не все могут воспользоваться ею, так как не имеют транспортных средств, а это один из критериев получения финпомощи, – говорит руководитель Алтайской региональной ассоциации туризма Александра Томашевич. – Мы предлагаем рассмотреть возможность предоставления компенсаций тем, кто занимается продвижением региона. Кроме того, участие в проекте «Великий шелковый путь» откроет перспективу выхода на международный рынок.

Туроператоры также говорят о необходимости восстановления дороги между селами Сентелек и Коргон. Это порядка 10 километров.

– Для туризма дорога крайне важна, она позволит закольцовывать наши маршруты. Кроме того, важен вопрос газификации районов. Топливо поможет скорректировать цену на объектах размещения и продлить сезон, – озвучивала предложения член правления ассоциации туризма Елена Биточкина.

Представители отрасли отмечают: необходимо выводить из тени туристический бизнес. Ни для кого не секрет, что сегодня на рынке много нелегальных компаний, которые оказывают туроператорские услуги. Это касается и гостиничного бизнеса.

– Сейчас мы сталкиваемся с огромной конкуренцией со стороны неофициальных средств размещения, – рассказывает директор гостиницы «Барнаул» Сергей Воронов. – Ежедневно на рынке более 300 предложений по аренде квартир посуточно. Это та же гостиничная деятельность. Но они не платят налоги, у них черные зарплаты, коммуналка идет по тарифам населения. Цены соответственно ниже.

Между тем за последние десять лет количество средств размещения в краевом центре увеличилось в три раза. Но в основном речь идет о мини-гостиницах на 10 – 20 номеров. Крупные отели в Барнауле не открываются.

– Развитие гостиничного бизнеса напрямую зависит от делового туризма. А он идет в связке с достижениями в промышленности, – считает Сергей Воронов. – У нас со вторника по четверг заполняемость 90 процентов, с пятницы по воскресенье – уже 10 процентов. Проще говоря, мы работаем исключительно на деловых туристов.

Курортный сбор

Туристическим сообществом до сих пор неоднозначно воспринимается курортный сбор. В первом квартале 2019 года бюджет края за счет его средств пополнился на 11 млн рублей. Всего с начала проведения эксперимента в Фонд развития курортной инфраструктуры поступило 31,6 млн рублей.

В 2018 году размер курортного сбора составлял 30 рублей в сутки с человека. С 1 января 2019 года – 50 рублей. И, как оказалось, это стало проблемой.

– За восемь месяцев прошлого года было порядка 50 отказов оплачивать курортный сбор, – говорит председатель Белокурихинского городского Совета депутатов Сергей Криворученко. – С нового года – уже 152 случая. Это прямое подтверждение того, что планку нужно снижать до 30 рублей. Кроме того, мы предлагаем освободить от уплаты курортного сбора жителей Алтайского края.

Кстати, жители региона практически не отдыхают в санаториях Белокурихи. Большая часть гостей приезжает из Красноярского края, Иркутской, Новосибирской, Кемеровской областей. Один процент отдыхающих – из центральной части страны. Причем клиенты – люди за 40 – 60 лет. Они приезжают исключительно за лечением, а привлечь на курорт молодых довольно трудно. К тому же в последнее время многие предпочитают покупать самые дешевые путевки, что отражается на уровне развития всего курортного комплекса.

– Нужно проводить диверсификацию санаторно-курортных услуг. Она позволит увеличить турпоток на курорт за счет более молодой аудитории, – отмечает заместитель генерального директора компании «Курорт Белокуриха» Олег Акимов. – У нас есть перспективы роста и ресурсы. Развиваем в «Белокурихе-2» спортивные направления туризма, на «Сибирском подворье» – событийный туризм. В разработке проект гастрономических туров. Мы также подали заявку в Агентство стратегических инициатив с туристическими маршрутами и тропами. По предварительной оценке экспертов сообщества, этот проект позволит удвоить турпоток в Белокуриху.

Представители сети санаториев также озвучили идею строительства нового федерального маршрута «Чуйский тракт-2», который пройдет через Белокуриху в Солонешенский район и завершится на Белухе. Также прозвучало пожелание принять по аналогии с федеральным документом краевую стратегию развития санаторно-курортной сферы и провести в «Белокурихе-2» инвестиционный форум для привлечения потенциальных инвесторов.

Виктор Томенко подчеркнул, что в текущем сезоне будут завершены работы по инженерной инфраструктуре в «Белокурихе-2».

Любопытное предложение касалось введения новой формы налогового вычета. Сейчас его можно оформить только на сумму, которую гость потратил на лечение. Представители сферы предлагают распространить его на всю сумму денежных средств, затраченных на покупку путевки в санатории.

Виктор Томенко считает, что в числе первоочередных мероприятий – сохранение поддержки сельского туризма с учетом его большой востребованности, повышение транспортной доступности объектов туризма, развитие внутренних перевозок и строительство дорог для туристических потоков по новым направлениям. Но эти задачи нужно формулировать с расчетом на необходимый объем ресурсов и эффект от вложений.

Новости