Дорожник Николай Худяшов рассказал о 30-летнем стаже работы на Чуйском тракте

11:57, 02 сентября 2023г, Общество 538


Дорожник Николай Худяшов рассказал о 30-летнем стаже работы на Чуйском тракте Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Всю свою профессиональную жизнь – тридцать лет – Николай Худяшов, житель села Алтайского, строил Чуйский тракт. Сколько помнит, «дорога жизни» всегда обустраивается. Ему досталось время, когда из пыльной каменистой колесной она превращалась в современную скоростную автомагистраль Р256, какой мы привыкли ее видеть.

На дороге Николай Иванович успел стать строителем, токарем, сварщиком, экскаваторщиком, начальником снабжения, специалистом по паровым котлам, водителем (50 безаварийных лет!), рационализатором, поэтом, публицистом. Он знает здесь каждый бом, от Айрыташа до Садык-Улара, говорит стихами о тракте – древней ветке Великого шёлкового пути и даже книгу ему посвятил.

Если бы время не развело Худяшова с первым проектировщиком тракта Вячеславом Шишковым, с Василием Шукшиным... Вячеслав Яковлевич, который еще 150 лет назад проектировал тракт, от Бийска до Онгудая и Кош-Агача, наверняка обсуждал бы с Худяшовым инженерные решения, а Василий Макарович «чудиков» бы с него писал. Эти картины недавнего прошлого, воссозданные нашим героем, так и просятся в сценарий фильма о Чуйском тракте. Как мост через Катунь строили, проходили перевал Чике-Таман, сложнейшие участки от Чибита до Усть-Семы…

Детство

– Первоклассники, дети дорожников, учились в ведомственном интернате Чуйского тракта в Майме, приезжая домой лишь на каникулы. Я же сам ходил в школу за четыре километра и всегда опаздывал на уроки. Мать договорилась с сестрами-десятиклассницами Поткиными, чтобы заходили за мной утром. Они брали меня за руку и тащили до школы. Я летел, не касаясь земли ногами. К четвертой четверти научился не опаздывать, с тех пор хожу быстро.

Родители

– Я из династии дорожников. Мама, Александра Васильевна, в девичестве Новикова, окончила Ивановский автодорожный техникум 5 июня 1941 года. На Алтай была эвакуирована в вой­ну. Работала в ДЭУ Шебалино нормировщиком (в этом селе и я родился), на пенсию ушла главным инженером ДСР № 1 Чуйского тракта.

Отец, Иван Григорьевич, фронтовик, с 1944 года бил бандеровцев на Украине. Был ранен, дослуживал на Сахалине. После демобилизации в 1949 году старшина автобата Худяшов приехал на Чуйский военный тракт, как он тогда назывался, шоферил, ходил в Монголию. В 1957-м умер от ран, оставив маму с нами, пятью ребятишками.

Начало

– Люди, рожденные в первые годы после войны, учились бегом, рано пошли работать. В шутку называю их «наспех деланными». В 1965 году я бросил школу-интернат в Майме, в девятом классе, и приехал домой. Мать сказала: «Пойдешь в вечернюю». Назавтра я уже учился в «вечерке». 6 марта 1966 года, в день 16-летия, устроился в мастерские ДСР учеником токаря. Главный механик Матрёнкин, скептически оглядев меня, велел столяру сделать специальную подставку токарю в полтора метра ростом, чтобы до станка дотягивался.

Дорогу в Онгудае в те годы строили так. Рассыпали кучками по обе стороны щебень, потом 50 человек разливали битум, работали лопатами, делали километр в день. Чтобы механизировать процесс, я придумал щебнераспределитель на базе ЗИС–585. Приехали смотреть на изобретателя инженеры из управления ЧВТ, а перед ними – пацан-десятиклассник. В 17 лет я стал лучшим рацио­нализатором «Росавтодора».

Летом, когда работы в реммастерских было мало, я работал в урочище Сальяр, на пароме перевозил лесовозы. В половодье 1969-го переплавлял Георгия Канакова на тракторе Т-74. Вода сильно поднялась, штормило. Паром на Чёрной Речке (Кур-Кечу) унесло. Мы едва успели в тот день доехать, а то и нам бы привет…

Помогай людям – они помогут тебе. За работу на Чуйском тракте у меня 46 благодарностей и 42 выговора от начальников. Но они всегда посылали меня, когда нужно было выполнить работу с риском, к примеру, поднять на 33 метра зимой по крутому косогору К-700 или вытащить краном 19-тонный экскаватор из карьера.

Смекалка

– Зарплату выдавали прямо на рабочих местах, и тогда строители были «не в форме». В один из таких дней на участке Большой Яломан – бом Уркош ждали геодезиста Вадима Александровича Беллина. Тот приехал никакой. Прораб в крик. Беллин ему: «Не кричи, все сделаем». Достал из кармана граненый стакан, рулетку со шнуром, пошел делать разбивку. Утром перемерили как положено, инструментом. «Разметка стаканом» оказалась точной. Это не чудо – геометрия. Окружность в 360 градусов разбита на 10 граней, образующих углы по 36. Верхний поясок – уровень, если налить в стакан жидкость (понятно какую). Сметлив был геодезист Беллин.

«Набью ей морду»

– Строительные нормы и правила – закон. Так научила нас начальник дорожной лаборатории Юлия Сергеевна Юдина. Сделаешь брак – будешь переделывать за свой счет. Никто тогда не работал ради галочки. Один из моих афоризмов посвящен, кстати, галочке: «Не бью я женщин, но знаю твердо: как только встречу – набью ей морду». Дороги, сделанные на совесть, десятилетиями без ям стоят.

Летом 2001-го, я уже в Алтайском ДСУ работал мастером, пришло распоряжение сверху: до 20 июля закончить на 20-километровом участке шероховато-поверхностную обработку. А дожди льют! Мы, поймав чуток солнца, успели сделать четвертую часть работ. Начальникам я доложил, что остаток доделаю, как погода позволит. Те приехали, кричат, как, мол, посмел ослушаться. Говорю им: «Я дурацких приказов не выполняю». В ШПО брак недопустим, иначе потом придется все переделывать, это и снижение качества работ, и перерасход материалов. А в августе нагрянула высокая комиссия. И выявила, что на 80% дорог Алтайского края ШПО проведены с нарушениями. Едут к нам в Алтайское – у нас все хорошо.

Интересные факты о Чуйском тракте

С середины ХХ века в управление ЧТ входили столовые, магазины ОРС,  пионерлагерь «Орлёнок», подсобное овощеводческое хозяйство.

В один период работали здесь три Николая Ивановича Казанцевых – грейдерист, бульдозерист и шофер. Экскаваторщик В. Шукшин, только не Василий, а Виктор. Династия Черномырдиных – родители, дети, внуки. И отец известной актрисы Елены Валюшкиной – командир дорбата на перевале Чике-Таман подполковник Валюшкин.

Асфальт, вопреки стереотипам, можно укладывать в снег и в дождь, при условии, что осадки не успели просочиться в грунт. При этом температура битума не должна быть ниже 160 градусов.

Фоторепортаж