Главная тема – Алтай

17:00, 10 июня 2015г, Культура 1401



Фото Андрей КАСПРИШИН

В Художественном музее открылась выставка «Пейзаж Алтая Юрия Капустина», посвященная 80-летию нашего известного уроженца московского керамиста, эмальера, живописца и графика.

Мастер бодр и полон идей: как и пять лет назад, его очередная юбилейная выставка получилась не столько ретроспективной, сколько отчетной: Капустин привез живописные пейзажи и керамику 2014-2015 годов, а музей представляет эмали и расписную керамическую плитку из своего собрания.

На вернисаже директор музея Инна Галкина подчеркнула, что в комплектовании коллекции и выставочной политике ГХМАК одно из важнейших направлений связано с работами наших земляков – выдающихся художников России. В этом ряду можно перечислить, например, имена другого керамиста Владимира Гориславцева и художника по стеклу Владимира Муратова. Этим выдающимся авторам в будущем здании музея будет посвящен отдельный зал. В нынешних стесненных обстоятельствах экспозиция Капустина получилась лаконичной. С некоторым сожалением мы вспомнили его последнюю выставку в старом здании ГХМАК: тогда сотрудники специально убрали все выгородки в большом зале, чтобы ничто не мешало солнечному свету играть на дивных эмалях автора, сиявших как драгоценные камни.

Для наших искусствоведов особенно ценно, что связей с родиной все три вышеназванных автора не оборвали, посвящая ей свои произведения. Для Юрия Капустина современный и исторический Алтай и вовсе остается центральной темой творчества.

После окончания Иркутского художественного училища начинал он как живописец. В середине 60-х, вернувшись на Алтай, вел студию во Дворце пионеров, работал художником-оформителем в ТЮЗе. Тогда-то он и увлекся керамикой и одновременно историей Алтая, изучал петроглифы, скифские предметы, хранящиеся в музеях.

– Не секрет, что Юрий Николаевич каждое лето бывает на Алтае – у него мастерская в Сростках, он передает секреты своего мастерства одаренным детям, обязательно каждый раз посещает наш музей. Так что я удивился, поняв, что это всего лишь четвертая его выставка в Художественном музее, кажется, что он с нами постоянно, – признался куратор экспозиции Евгений Пешков.

Внимание публики он обратил на свежие пейзажи автора, созданные на Алтае. Декоративные работы «Село Сростки», «Весенние сады» и «Сумерки в предгорьях» сделаны с большим вкусом и пленяют сдержанной монохромной гаммой. Сам художник объясняет: «Меня в живописи тянет к сокращению красок, лаконичности. Минимум цветистости! Когда-то и в керамике у меня все было красное и зеленое. Расплавится – и мне казалось, все так красиво получается! Сейчас я от этого избавляюсь».

В керамике, по словам искусствоведов,  Юрий Капустин отходит и от реалистического, в ней все более значимы элементы традиционных культур, этнографические мотивы. Последние всегда были свойственны его завораживающим эмалям (в экспозиции их всего две – «Первый снег» 2007 года и «Царство рыб» 2009-го). А вот расписывая в 1982 году керамическую плитку, художник проявил себя как лирик, создав в этой технике тонкие поэтичные пейзажи «Протока Алея», «Журавли улетели» и «Снег идет. Старая деревня». Прибавьте к этому совсем новые вазы и декоративные блюда, представленные в витринах и на подиумах, и вы поймете, насколько активно и разнообразно работает этот автор.

Сам он скромно признается, что до сих пор каждая выставка вызывает в нем трепет: «Смогу ли я справиться, убедить моих земляков? Это ведь своего рода отчет перед ними. Что до моих живописных пейзажей, пока получаются какие-то единичные вещи. Когда распишусь в полной мере, тогда еще раз покажу их в музее!»

– У художника множество мыслей, проектов, невоплощенных идей. Состояние, когда стоишь перед чистым холстом и не знаешь, что делать, ему незнакомо, – восхищается Евгений Пешков.

– Это целеустремленный, неугомонный человек, вечно в поиске, – добавляет искусствовед Любовь Шамина, которая познакомилась с Капустиным еще до его отъезда в Москву. – Помню свое изумление, когда он решил строить мастерскую в Сростках и учить детей декоративному искусству! Но если задуматься, в этом нет ничего удивительного: Алтай так и остается его главной темой.

Справка
Юрий Капустин родился 1 июня 1935 года. В 1963-м окончил Иркутское художественное училище. Член Союза художников России, Творческого союза профессиональных художников, Международного художественного фонда. Лауреат профессиональных премий, обладатель патента СССР на изобретение покрытия керамики. Его композиция «Весна 1945 года» вошла в число 25 лучших работ декоративного искусства для архива Министерства культуры РФ. Среди творческих удач – керамическая композиция «Белая птица – черная быль» о трагедии Чернобыля.

Новости