Грандиозную премьеру представила алтайская филармония

15:00, 05 декабря 2016г, Культура 1440


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Филармония на этой неделе представила премьеру – хореографический спектакль «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского. Очередной смелый проект ансамбля русского танца «Огоньки» был поддержан Министерством культуры РФ и краевой администрацией. И вновь «Огоньки» удивляли публику скрытыми доселе возможностями.

Если успешный прошлогодний «Конек-Горбунок», поставленный тем же молодым петербургским хореографом Надеждой Калининой, заставил танцоров-народников осваивать непривычные классические па, то теперь они двинулись дальше – в современную авторскую хореографию, свободную пластику и эклектику.

А еще этот «Петрушка» подарил нам неповторимый образ заглавного персонажа – ожившей ярмарочной куколки, покорной воле зловещего Колдуна в чалме и черном плаще. Петрушку сыграл солист «Огоньков» Александр Штребель, и когда только шла работа над постановкой, Надежда Калинина подчеркивала, что старается идти от индивидуальности исполнителя. Так вот, хореограф, артист и гример наделили этого совершенно трагического персонажа трогательно обмякающей «тряпичной» пластикой, ранимой душой и печально раззявленным ртом.

Небольшой 35-минутный балет был заключительной частью филармонической программы. А началась она, в сущности, еще в фойе, где гостей встречал настоящий балаганчик с перчаточными куколками. Таким образом зрителей (особенно самых маленьких) приобщали к истокам – ярмарочным традициям, чтобы они понимали, какие именно образы сто лет назад переосмыслил в своей музыке Стравинский.

Второй частью представления стало выступление ансамбля русской песни «Вечерки» краевой филармонии, столь же просветительское по своей сути – артисты тоже попытались оживить забытые ярмарочные и прочие праздничные обычаи, только в стилизованной форме. Была ли так уж необходима эта преамбула, вопрос спорный: музыка Стравинского не просто очень зрима, но и, прямо скажем, несколько ближе к тем самым народным корням, чем советские и современные традиции исполнения фольклора. Словом, стилевого единства между двумя крупными частями спектакля не сложилось (возможно, такой цели и не было), и последующий балет воспринимается совершенно отдельно.

В случае «Петрушки» пресловутые 35 минут – это много, его остроумная музыка насыщена яркой образностью, а отдельные сцены стремительно перетекают одна в другую. Удивительно, но балетмейстеру-постановщику удалось организовать этот ярмарочный хаос со скрытым в нем хореографическим порядком на весьма скромной по величине сцене филармонии. На нее высыпал пестрый люд: лоточницы, зеваки, подвыпивший Купец в расшитом кафтане (артист Николай Дубицкий), осыпающий цыганок ассигнациями, Нищенка (Алина Ларькина), Шарманщик с медведем и еще масса народу. В центре ярмарочной площади и обнаруживается балаганчик фокусника-колдуна (Артем Кузнецов).

Как вскоре выяснилось, балаганчик представляет собой скрытую за шелковым занавесом двухъярусную металлическую конструкцию вроде клетки. В ней оказались заключены действующие лица кукольной любовной драмы – Петрушка, хрупкая Балерина (Татьяна Емельянова) и наглый Арап (Валентин Бузин), ожившие благодаря магическим манипуляциям Колдуна и выбравшиеся на авансцену, чтобы разыграть свой любовный треугольник.

Кстати, в дальнейшем «клетка» была задействована в балете – ее опасно раскручивали на сцене, по ней карабкались персонажи-куклы, под ней Петрушка пытался укрыться от своего жестокого хозяина. При этом в новом спектакле нашлось место и для узнаваемых цитат из классических постановок «Петрушки».

Фоторепортаж