В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова

14:21, 23 января 2022г, Культура 1849


В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Фото №1
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Фото №2
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Фото №3
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Фото №4
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Миниатюра №5
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Миниатюра №5
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Миниатюра №5
В Художественном музее открылась выставка памяти Андрея Арестова Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка памяти Андрея Арестова открылась в Художественном музее Алтайского края.

В экспозиции около 70 произведений разных десятилетий. Абсолютное большинство – из частного собрания новосибирского мецената и коллекционера Андрея Ковалёва, некоторые алтайские зрители еще не видели.

Экспозицию планировали к 65-летию известного алтайского живописца, до которого он не дожил чуть менее месяца. Но на вернисаже друзья художника признавались: при всей горечи этой утраты новая выставка не способна навеять тоску, а, напротив, дышит радостью и жизнелюбием. «У меня почему-то не набирается грусти, – сказал искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин. – Искусство действительно уникальная вещь, магия: художник навсегда остается в своих произведениях. А Андрей был растворен в искусстве полностью».

«Пейзаж Арестова»

– Чем хороша коллекция Андрея Ковалёва: она представляет художника в ретроспекции, – объясняет искусствовед, замдиректора 
ГХМАК по науке Наталья Царёва. – В ней есть ранние работы того времени, когда Андрей Арестов только окончил Новоалтайское художественное училище и делал первые шаги в искусстве на Академической даче (старейший Дом творчества Союза художников России. – Ред.). Это среднерусская полоса, серебристо-серая, нежная живопись на тонких отношениях, и в ранних работах он развивался в этом направлении.

Но произведения позднего времени – это буйство красок, свобода мазка. Было видно, что он нашел себя и полностью вписывается 
в современный русский импрессионизм. И многие его сельские и городские пейзажи очень радостные, даже в последние годы, когда художник был болен и предчувствовал свой уход. У него есть работа 2021 года с названием «Последний этюд», но даже в ней нет никакой грусти. И когда мы распаковывали эти произведения и развешивали экспозицию, находились в какой-то эйфории.

Как говорят искусствоведы, живописец проявил себя в разных жанрах: писал портреты, натюрморты, сюжетные картины (и все это есть в экспозиции), но все же главным для него был пейзаж. 
И председатель алтайского Союза художников Дмитрий Петренко уверен, что благодаря этой выставке в алтайском искусстве должно закрепиться понятие «пейзаж Арестова» – как абсолютно индивидуальное явление.

Почувствовать мотив

«Это удивительный тип художника: он абсолютно понимал, что такое искусство, был ему бесконечно предан и никогда не останавливался. Стоило ему только почувствовать мотив, как он мог забыть про болезни, про все. Мотив давал ему невероятное количество энергии», – вспоминает Шишин.

– Открытие этой выставки одновременно является вечером памяти, хотим мы того или нет, – заметила министр культуры края Елена Безрукова. – Наверное, каждый здесь находился в некоем облаке обаяния личности Андрея Васильевича и его творчества, потому что он был очень запоминающийся: одновременно большой и очень тонкий, нежный человек, и во всех его работах я это чувствую.

А коллекционер Андрей Ковалёв на вопрос журналистов, каким человеком был художник, ответил: «Знаете, очень скромным. Никогда не выпячивал себя, не просил и был очень критичен к своим работам».

Редкое сотрудничество

С Арестовым они были знакомы всего около шести лет:

– Он мне понравился по колориту как художник, живопись 
у него прямо красивая, – вспоминает Ковалёв. – Я попал к нему в мастерскую и приобрел две работы. Потом где-то через месяц позвонил ему и мы по телефону проговорили, наверное, часа два или три. И во второй приезд у нас завязалась дружба. Появилось желание сделать ему альбом – каждый художник хочет как-то остаться в истории.

В музее признают, что случаи такого сотрудничества с частными коллекционерами сегодня редки. Новосибирец давно собирает реалистическое искусство, причем особое внимание уделяет именно творчеству алтайских художников, высоко ценит местную школу живописи. И сегодня у него около тысячи произведений наших авторов. Как объясняет Наталья Царёва, Ковалёв имеет отношение к известным московским коллекционерам советской поры, и эта страсть к собирательству, видимо, семейная, как и строгий, «калиброванный» отбор качественных работ.

– Но с Андреем Арестовым особая история: он влюбился в его живопись и, как говорил сам художник, стал его благодетелем, то есть не просто покупал картины, но и давал заказы, – говорит Царёва. – Даже возил его на этюды, а однажды, когда на пленэре пошел дождик, держал над ним зонтик, пока Арестов заканчивал работу. Он дал Андрею возможность свободно творить, с тем чтобы написанные работы перешли потом в его коллекцию. И сегодня мы завидуем многим работам музейного уровня, которые находятся не у нас, а в Новосибирске.

Кстати, для нашего музея это не последнее сотрудничество с новосибирским коллекционером. По словам директора ГХМАК Инны Галкиной, он уже передал в дар три марины (морские пейзажи. – Ред.) немецких художников и раннюю живопись Юрия Кабанова. А во второй половине 2022-го в музее пройдет выставка алтайских художников из его собрания, посвященная юбилею края. «Хотим взглянуть на наше искусство как бы со стороны, глазами человека из Новосибирска», – говорят в ГХМАК.

Выставка памяти Андрея Арестова работает до 30 января.

Цитата

Искусствовед Михаил Шишин: «Искусство действительно уникальная вещь, магия: художник навсегда остается в своих произведениях».

Фоторепортаж