Известный хирург Яков Шойхет рассказал о звании, которым дорожит больше всего

09:41, 18 декабря 2015г, Медицина 2572


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

18 декабря нашему земляку известному в мире ученому Якову Шойхету исполняется 75 лет. Среди всех его многочисленных регалий и званий есть одно, которым он дорожит больше всего, – звание врача.

«Делю на два»

Имя Шойхета связывают прежде всего с Семипалатинской программой, инициированной им в середине 90-х годов ХХ века. Так для краткости называют Концепцию радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения РФ, подвергшегося аварийному облучению. Уникальна она тем, что объединила результаты комплексных исследований влияния на здоровье человека многих факторов и впервые предложила в качестве критерия оценки использовать не физико-химические параметры загрязнения, а степень вреда для жителей. Но Яков Наумович еще и автор множества публикаций по хирургии органов грудной и брюшной полости, опередивших свое время. Сегодня его методики внедрены в практику многих стран мира. Первым быть трудно, но за 50 лет в профессии юбиляр так и не научился быть вторым, и его судьбу уже не отделить от судьбы медицины. Об этом и шел разговор в кабинете ученого, больше похожем на картинную галерею с пейзажами любимого им Алтая.

– Яков Наумович, в одном из ваших интервью было названо количество опубликованных научных работ. Их более 700! Это реальная цифра?

– Много лет назад мой учитель Израиль Исаевич Неймарк сказал: «Никогда не называй того, что есть на самом деле, сколько у тебя опубликованных работ или коек на факультетской кафедре. Все дели на два». Вот и делю. На самом деле в разных странах опубликовано более 1400 моих научных работ, в том числе 54 монографии. Под моим руководством защищено 87 кандидатских, 37 докторских работ.

– В 90-е, на заре Семипалатинской программы, влияние ядерных взрывов на человека параллельно изучали ученые США и России. Вы, разработчик методики этой оценки, по сути, противостояли НАТО. Чем закончилось это противостояние?

– На самом деле методику разрабатывала большая группа ученых страны. Я возглавлял координационный совет этой программы. Мало кто знает, что в Барнауле прошла тогда представительная конференция ученых США, НАТО и России. Американцы хотели получить данные СССР 1949 года, при этом не предоставляя своих, 51-го. Прибыв в зону переговоров, я сказал, что так не пойдет, и, по сути, прекратил их. В итоге американцы вскоре выслали мне данные по Неваде в подарок. Это и был старт Семипалатинской программы, реализуемой сейчас на государственном уровне. Барнаул ее ресурсный центр. Вот две книги, два мнения, наше и НАТО. В американской написано: «Шойхет внес значительный вклад в успешность переговоров».

– А что скажете вы как отец Семипалатинской программы?

– Это многолетний труд большой команды ученых, практиков, физиков, биологов, химиков, врачей. На примере двух районов края была просчитана зависимость роста онкозаболеваемости от концентрации разных факторов, это сделано с участием академика Валентина Афанасьевича Коптюга.

– Вы горой стоите за мир и благополучие человека, потому что видели войну?

– Когда началась Великая Отечественная, мне не было и года. С Украины, оккупированной немцами, нас эвакуировали в Новосибирск. Мы вернулись домой лишь в 44-м, когда освободили мой родной Староконстантинов. Это не память даже, а ее всплески. Разрушенные дома, комнатка в водонапорной башне. Во время бомбежки нас с 8-летним братом засыпало землей, он меня спас, откопал, а после этого потерял голос и стал заикаться...

«Человек – стереометрический»

– Вы стали врачом, глядя на своих родителей-медиков?

– Нет, моя история – от обратного. Я учился в единственной в городе русской школе военного городка Староконстантиновской авиадивизии. Говорил в детстве по-немецки, на австрийском наречии. Выучил его, пока отец служил в госпитале под Веной. С украинским было хуже, это ограничивало мои возможности поступления в вуз. В девятом классе я выучил язык и перечел почти всю украинскую классику. С тех пор знаю, что нельзя перевести ее на русский, не потеряв красоты текста. Школьники России, увы, всего богатства языка Шевченко не ощущают, потому что в школе он дается в переводе. На Алтай уехал в 58-м. Поступил вслед за братом в медицинский институт.

– А кем бы вы могли стать, если бы не медицина? К чему тяготели?

– Проще сказать, к чему не тяготел. Увлекался химией, математикой, физикой, геометрией Лобачевского. Наверное, и Семипалатинская программа удалась потому, что я знал суть процессов. В восьмом классе по заданию учителя химии на девяти ватманских листах я сделал схему технологии производства сахара на примере реального завода. А в девятом наш кружок географии побывал в настоящей экспедиции и даже нашел на Днестре суперфосфаты и мергель. Жили мы в бедности, но школьные годы были самыми счастливыми. У нас в классе учились сестры, которые в школу ходили по очереди – у них было одно на двоих пальто. Комсомольский актив сдал металлолом и купил им второе. Мы ходили в гости к учителям и за чаем спорили о том, что было за рамками школьной программы. Так нас учили быстрому счету – я и сейчас в уме возвожу двузначное число в квадрат. Такие занятия пробуждали ум.

– А многое ли из школьного курса нужно врачу? Как связаны между собой геометрия, допустим, и медицина?

– Простой пример. Чтобы безошибочно определить зону облучения при раке молочной железы, надо в объеме, а не на плоскости представлять, как идут метастазы. Потому что человек – стереометрический. В планиметрии точного расчета схемы облучения не сделать.

– А как быть, если никто не готовит студентов, способных мыслить на междисциплинарном, если можно так выразиться, уровне?

– Есть такой закон природы, по которому каждое новое поколение всегда умнее предыдущего и легче усваивает аппарат понятий и терминов. Мы формулы учили наизусть, а сейчас зачем? В свободном доступе любая информация. Но открытия делаются не на пустом месте, а на наработанном опыте. Я вижу это и в студенческой среде, и в трех своих внуках.

«Алтай – моя «болезнь»

– При вашей известности и востребованности не было ли мыслей уехать жить туда, где климат помягче, а зарплата побольше?

– Алтай – моя «болезнь». Много раз меня приглашали работать в Москву, другие города. Но отъезд всегда связан с необходимостью бросить начатое. Здесь, в Барнауле, в 1959 году, еще второкурсником, в подвале железнодорожной больницы я впервые делал операцию по пересадке почки. На пятом курсе оперировал в эксперименте на сердце, а в 34 года был избран заведующим кафедрой АГМИ. На Алтае у меня все сложилось. Мне нравится этот край и комфортен его климат в отличие от влажной Европы. А с точки зрения принадлежности к конкретному месту я не очень барнаульский человек. Работаю во многих научных сообществах, книги мои изданы и в Москве, и за рубежом. Границ для такого сотрудничества нет…

– Как появился в вашей жизни благотворительный марафон «Поддержим ребенка»? Вам ведь и без него хватает нагрузки.

– Марафон «Поддержим ребенка» – детище губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина. Без его заинтересованности в здоровье подрастающего поколения проект не состоялся бы. Он предложил мне возглавить попечительский совет. Поддержать его идею я счел честью для себя. Потому что врач обязан помогать любому, будь то ребенок-инвалид или взрослый пациент. Моя мама перевязывала людей даже дома. Папа-фельдшер мог на ночь глядя сорваться в село к тяжелобольному. А тетя-провизор, когда уже не могла ходить на больных ногах, добиралась до аптеки на костылях, чтобы приготовить заказанное лекарство. Вот такими они были. Я – из этой породы. Если помните, в 90-е годы в южных районах края стали рождаться желтые дети. Темы аномальной заболеваемости были тогда закрытыми, а напуганные женщины спрашивали нас, можно ли вообще рожать в Алтайском крае. СМИ исказили проблему, подав ее как желтуху. На самом деле мы столкнулись с тяжелыми поражениями нервной системы. След поражающего фактора искали долго и наконец обнаружили. Сейчас я могу уже рассказать о том, что комиссия Минздрава, побывав в тот момент на Алтае, вынесла вердикт: пострадавшие дети останутся инвалидами на всю жизнь. Но мы открыли в Локте детский реабилитационный центр, и все они в свое время пошли в школу. Грамотной реабилитацией удалось предотвратить прогнозируемую трагедию. Главный педиатр страны был приятно удивлен.

– Яков Наумович, читатели часто задают нам вопрос об этике отношений врача и пациента. Есть у нас и современные клиники, и передовые технологии. Почему же тогда не прекращаются жалобы на медиков?

– Регион по многим позициям – в числе лидеров России. Модернизирована техническая база здравоохранения, но, что гораздо важнее, сформирована новая идеология, основанная на принципах социальной ответственности врача, качества и доступности медицинской помощи. Меж тем в последний год на 1,5% выросло число жалоб, касающихся отношений медработника и пациента, нарушений норм медицинской этики, грубости, невнимательности и панибратства персонала. Настораживает, что многие из них обоснованны. Медицинская палата края намерена пресекать эти нарушения. Так, принято решение создать в ЛПУ края комиссии по этике. Милосердие, сострадание, гуманизм, как базовые составляющие профессии, остаются и критерием оценки профессионализма врача или медсестры. Спасение жизни, охрана здоровья человека – суть профессии, и каждый, кто ее выбрал, должен ей соответствовать.

Справка
Яков Шойхет – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, завкафедрой факультетской хирургии АГМУ, хирург высшей категории, руководитель краевых центров (пульмонологического и гепатологического), председатель попечительского совета благотворительного марафона «Поддержим ребенка», автор многих переведенных и опубликованных за рубежом работ. Почетный гражданин Алтайского края. Награжден орденом «Знак Почёта», орденом Алтайского края «За заслуги перед Алтайским краем» II степени, знаком «Отличник здравоохранения», почетным знаком МЧС России.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж