Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов

13:50, 01 декабря 2022г, Общество 984


Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов Фото №1

Представители общественных организаций рассказали о свадебных костюмах некоторых народов Алтайского края. 

Все чаще молодые люди хотят «главный день своей жизни» украсить, наполнить смыслом и традициями предков. Национальный костюм подчеркивает неповторимость и уникальность каждого народа.

Национальные костюмы и обряды разных народов отличаются, но есть в них общие черты – внимание к головному убору невесты, смена которого влияет на изменение социального статуса девушки.

Руководитель Центра казахского языка и культуры Аида Биксультанова рассказала, что в свадебных традициях казахов головной убор невесты меняется дважды.

«Во время обряда Кыз узату мать невесты, провожая ее в новый путь, снимает с головы дочери такию (тюбетейку) и надевает саукеле (шапку). А во время обряда Беташар – показа лика невесты – родственникам жениха с лица невесты под песню акына «баташар жыры» снимают белое покрывало. Мама жениха надевает на невесту белый платок, который символизирует новый статус – келин», – рассказывает Биксультанова.

 

Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов Фото №2

Отметим, что по результатам опроса, проведенного среди молодежи руководителем Центра казахского языка и культуры, 89,47% одели бы на свою свадьбу традиционное платье.

 

Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов Фото №3

Современная польская невеста выступает обычно в белом платье с вуалью, а жених – в классическом костюме, но в старину платье невесты не было белоснежным, оно соответствовало польскому национальному костюму.

Об обычаях, связанных со свадебной одеждой поляков, рассказала председатель Алтайской краевой культурно-просветительской общественной организации Дом Польский Ванда Ярмолинская.

«Будущая жена должна быть одета во что-то новое, как символ достатка в супружестве, во что-то старое, как символ поддержки своей семьи и старых друзей, во что-то одолженное, как символ доброжелательности и благосклонности новой семьи, и иметь на себе что-нибудь голубое в знак верности мужа и надежды на будущее потомство», – рассказала Ярмолинская.

Из старинных свадебных обычаев до наших дней сохранился обряд «очепины» – замена свадебной вуали на чепец замужней женщины.

 

Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов Фото №4

Перекликается эта традиция с немецким свадебным ритуалом снятия венка. «Очепление» это – отделение девушки от незамужних подруг и вступление в группу замужних женщин.

«В свадебных костюмах российских немцев большую роль играли аксессуары. Венок невесты – «розенкранц» – высокая корона из цветов и листьев, которые делали из воска, парафина, цветной бумаги. У жениха на левой стороне груди крепилось украшение «штраус» - букет из цветов и листьев с лентой белого цвета. Чем длиннее были концы ленты, тем длиннее предстояла жизнь молодоженам»,  –рассказала руководитель Центра немецкой культуры Татьяна Кокорина.

 

Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов Фото №5

В русских традициях девушка, выходя замуж, тоже меняла головной убор. В частности, во время свадебного обряда старообрядцев Солонешенского района невеста отдает подругам ленты из своих кос, с нее снимают девичий платок и надевают кичку - головной убор замужней женщины.

 

Как головной убор меняет социальный статус девушки у разных народов Фото №6

 
Фоторепортаж