Как импортерам завоевать маленький кусочек огромного рынка Поднебесной

12:00, 27 марта 2021г, Экономика 982


Как импортерам завоевать маленький кусочек огромного рынка Поднебесной Фото №1

Несмотря на проблемы, которые возникают в Китае, руководство этой страны их успешно преодолевает, добиваясь роста экономики. А огромный рынок Поднебесной остается желанным для иностранных инвесторов и импортеров. Как завоевать его маленький кусочек, рассказал участникам Зимней зерновой конференции в Белокурихе директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. 

Являясь крупнейшей экономической державой, Китай в последнее время накопил ряд проблем, о которых его руководству хорошо известно. Это гигантский внутренний долг, экологическая катастрофа, зарегулированность банковско-финансового сектора, быстрое старение населения и истощение прежних драйверов роста. Но Алексей Маслов не сомневается, что они будут решены. «Главный секрет КНР в том, что там очень быстро учатся преодолевать возникшие вызовы», – отмечает востоковед.

Смена ориентации

Когда Китай развивался, ему приходилось не только создавать современную промышленность, но и повышать зарплату, уровень социального обеспечения рабочих. В конце концов это привело к подорожанию продукции. И с 2014–2015 годов она начала проигрывать аналогичным товарам из других стран Юго-Восточной Азии.

С недавних пор Китай стал меньше продавать за границу, изменилась и структура экспорта. Сегодня КНР торгует с миром дорогой высокотехнологичной продукцией, и в этом есть одна из проблем. Мы привыкли, что китайские товары дешевые и относительно качественные, но сегодня они одни из самых дорогих среди стран Юго-Восточной Азии. Иностранным предпринимателям уже невыгодно создавать простые производства в Поднебесной, лучше это сделать во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Индии. Однако в Китае разумно размещать изготовление продукции по сложной вертикальной схеме, например, автомобиля. Тогда вы вне конкуренции с другими странами, так как в КНР можно произвести все его комплектующие.

Демография

Другая проблема Китая, как ни странно, падение рождаемости. И это мы тоже должны учитывать.

Раньше за рождение второго ребенка там наказывали родителей штрафом, что привело к демографической яме. Коэффициент рождаемости упал до 1,7. На двух работающих там приходится один пенсионер.

Руководство КНР заявило в прошлом году, что в стране не хватает населения.

Парадокс в том, что в соседней Индии рабочей силы больше, поэтому она дешевле, не говоря уже о более молодом трудовом потенциале во Вьетнаме и Лаосе.

Средний возраст китайских аграриев перевалил за 65 лет. Очевидно, что эти пожилые люди скоро ничего производить не смогут. И Китай начинает сейчас методично разрабатывать систему продовольственной безопасности по закупкам продукции из других стран. При этом России как основного партнера среди них пока нет, отмечает Маслов. 

«Почему для нас важно падение рождаемости в КНР? – задает он риторический вопрос и сам на него отвечает: – Потому что оно идет в тех районах, где есть застой промышленности». Это в том числе районы северо-востока Китая, которые примыкают к России и куда поступает в основном наша неэнергетическая продукция. Из-за старения населения в этих провинциях уменьшается потребление, поскольку чем старше человек, тем меньше он покупает, и внутренний рынок находится в стагнации. 

Долги

В Китае жутко вырос суверенный долг. По итогам 2020 года он составляет 60% ВВП и будет расти. Но КНР не боится этого. Большая часть суверенного долга приходится на частные компании. Китай считает, что может справиться с проблемой путем эмиссии денежной массы. Когда начался коронавирус, КНР наращивала ее на 10% каждый месяц в виде кредитов и зарплат.

Любой российский экономист скажет, что это прямой путь к инфляции, но в Китае кризис не наступил, так как население эти деньги тут же тратило на товары. А вот если на российский рынок выбросить много денег, то наша промышленность не сможет быстро нарастить производство, чтобы удовлетворить спрос, и цены действительно вырастут.

Издержки производства

В Китае заметно увеличивается зарплата. Сегодня она в среднем на 15–20% больше, чем в России, а в регионах, примыкающих к Дальнему Востоку, составляет 1100–1200 долларов.

И, казалось бы, это для нас хорошо, потому что российская продукция, получается, дешевле. Но китайцы могут снижать себестоимость за счет менее дорогих, чем у нас, внутренних перевозок и меньшей налоговой нагрузки.

По словам Маслова, с 2019 года малые и средние предприятия КНР официально платят налог с прибыли 12,5%, а реально 80% из них освобождено от этого налога. НДС там не превышает 9%, а зарплаты до 5 тыс. юаней (около 50 тыс. рублей) не облагаются налогом. Предприниматели могут получить льготный кредит.

В итоге конечный продукт в Китае пока еще дешевле, чем в России, и в кармане у китайца остается больше денег. При этом житель Поднебесной имеет большую социальную защиту, чем в других странах Юго-Восточной Азии.

Как завоевать их рынок

Теперь поговорим, как нужно вести себя российским предпринимателям, чтобы завоевать рынок Поднебесной.

«Мы выяснили, что большинство китайцев узнают о российских торговых инициативах из социальной сети WeChat и через сарафанное радио. И только 20% приходится на круглые столы, обмены делегациями, – говорит Маслов. – Но первыми двумя источниками российские предприниматели почему-то не пользуются. Китайцы не знают о российской продукции, даже если она очень хорошая».

По мнению директора Института Дальнего Востока РАН, наиболее эффективным можно считать принцип медленного просачивания на китайский рынок. «Если у вас есть продукция, то неправильно ее оптом сбывать китайскому партнеру. Необходимо создать в КНР свое представительство, а лучше собственное предприятие или СП с китайскими предпринимателями, – рекомендует эксперт. – И продаете в течение года-двух по ценам ниже рыночных. Да, вы теряете деньги, но приучаете китайцев к своей продукции. Когда ваша марка станет узнаваемой, можно выходить на операционную прибыль. Я знаю массу случаев удачного выхода на китайский рынок россиян, которые самостоятельно приехали в Поднебесную и начали работать изнутри».

В Китае можно развивать и онлайн-торговлю, помня, что продавать на электронных площадках можно только те товары, которые уже находятся в стране.

Перед тем как торговать, Маслов советует изучить потребительские предпочтения жителей той провинции, куда планируется экспансия.

В пример он привел предпринимателей из Владивостока, которые производят классный шоколад с морской солью. Они пытались его поставлять южному соседу, но вкусовое сочетание соленого и сладкого не очень нравилось китайцам. «Но потом мы провели маркетинговое исследование и нашли регионы КНР, в которых едят сладкое с соленым. В итоге удалось наладить туда поставки и выйти на хорошую прибыль», – уверяет специалист по Китаю.

И, приходя в КНР, нужно оптимизировать налоги за счет использования специальных экономических зон (СЭЗ), зон свободной торговли и так далее. «Если вы открыли свою компанию в правильном месте, то можете быть полностью освобождены от налогов. Не надо создавать свою компанию в Шанхае или Пекине. Это вам обойдется очень дорого», – учит Маслов.

Если вам необходима технологичная продукция, например упаковка, или нужно некоторое время для доработки продукции на китайский рынок, то лучше создать предприятие в технопарке КНР. Тогда вы получаете около 1 млн юаней (около 10 млн рублей) в качестве подъемных для содержания предприятия, дорабатываете продукцию и выводите ее на рынок.

Вместо заключения

КНР создала уникальные условия для импортеров, которые готовы работать через созданные внутри страны предприятия. Многие американские, британские и австралийские компании воспользовались таким предложением. Российские же предприятия пытаются торговать с Китаем через местных посредников.

Есть рынки более простые для работы, такие как Вьетнам, Индия и частично Индонезия. Но Китай будет самым емким на протяжении ближайших трех лет, уверен наш эксперт. Поэтому, несмотря на растущую конкуренцию на китайском продовольственном рынке, там еще есть место для российских товаров. Но они должны четко соответствовать запросам местных потребителей – от цвета упаковки до вкуса.

Справка

По данным таможенной статистики, в 2020 году экспорт в Китай составил 165 млн долларов, что на 13% больше, чем год назад, за счет поставок семян масличных культур и масла. В свою очередь завезено из этой страны товаров на 114,8 млн долларов, или на 10% меньше, чем 2019 году. Львиную долю в структуре экспорта занимают семена масличных культур и растительное масло, на третьем месте – древесина. Закупали же мы из Поднебесной в основном высокотехнологичную продукцию – оборудование и аппаратуру.

Фоторепортаж