Какие права и обязанности есть у депутатов АКЗС

14:30, 13 декабря 2019г, Общество 1402


1
1

Газета «Алтайская правда» сделала спецвыпуск к 80-летию АКЗС. Публикуем один из материалов, посвященных этой теме.

Когда и где проходят сессии краевого парламента, какие полномочия, права и обязанности есть у депутатов, сколько времени им дают на выступления и за что лишают права голоса? «Алтайская правда» решила изучить регламент АКЗС – свод правил, определяющих порядок работы этого учреждения.

Место и встречи

Так уж вышло, что свои главные рабочие термины представительная власть «позаимствовала» из сферы образования. Депутаты работают над проектами, собираются на очередные сессии и даже отдыхать уходят на парламентские каникулы.

Сессии являются основной организационной формой деятельности краевого парламента. Они созываются спикером по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. На заседания депутаты приезжают с округов заранее – обсуждают повестку, спорят в кулуарах.

Как правило, сессии проводятся в последний четверг каждого месяца. При этом председатель АКЗС, учитывая количество и продолжительность рассмотрения внесенных вопросов, вправе принять решение о проведении сессии в течение двух дней.

Раньше заседания проводились в большом зале администрации Алтайского края, но, после того как АКЗС получило новое здание, депутатский корпус переехал в Парламентский центр на ул. Анатолия, 81. В исключительных случаях по решению краевого парламента могут проводиться и выездные сессии. Хотя в современной истории таких прецедентов еще не было.

Сколько всего депутатов?

Сессия правомочна, если на ней присутствует не менее половины от  установленного числа депутатов. В противном случае по распоряжению председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания она переносится на другое время.

Пока что народные избранники не допускали срывов заседаний. На сессии всегда приезжает больше 60 человек, пропускают заседания единицы – по уважительным причинам.

В краевом парламенте седьмого созыва работают семь комитетов и четыре депутатские фракции («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР). Интересы жителей края представляют 68 депутатов. 

Традиции нельзя нарушать

Первую сессию краевого парламента нового созыва открывает старейший по возрасту депутат. Сегодня это председатель комитета по здравоохранению и науке Александр Лазарев. На следующих заседаниях руководство переходит к уже избранному спикеру Заксобрания.

Осенью 2016 года председателем Законодательного Собрания был избран опытный депутат Александр Алексеевич Романенко. Его заместителем стал Сергей Николаевич Серов, который также возглавил комитет по аграрной политике и природопользованию.

Право и инициативы

Каждому депутату в большом зале Парламентского центра отводится постоянное рабочее место, оборудованное компьютером и необходимыми для работы техническими средствами для голосования. Без разрешения спикера народные избранники пересесть не вправе – таков регламент.

– На первом заседании большинством голосов избирается секретариат (три человека), мандатная комиссия (не более семи) и спикер, – рассказывает председатель комитета АКЗС по правовой политике Андрей Осипов. – Право внести законопроект на рассмотрение парламента имеют депутаты, постоянные комитеты, депутатские объединения, губернатор Виктор Томенко, правительство региона, представительные органы муниципалитетов, а также сами избиратели.

Народную инициативу рассмотрят, если под ней подпишется не менее 1% жителей Алтайского края. Правом законодательной инициативы наделены также уполномоченные по правам человека, по правам ребенка в Алтайском крае, бизнес-омбудсмен, краевая Общественная палата, прокурор региона, Алтайское краевое объединение организаций профсоюзов и Избирательная комиссия края.

Общий срок рассмотрения проекта правового акта после направления законодательной инициативы не может превышать одного года со дня его поступления в АКЗС. Процедурным голосованием депутаты могут продлить его, но не более чем на год.

Время на обсуждения

Краевой парламент – площадка для дискуссий. Проекты регио­нальных законов рассматриваются в двух чтениях. Время для выступлений устанавливается председательствующим на сессии. При этом для доклада отводится не более 20 минут (при рассмотрении отчета губернатора о деятельности правительства края – не более часа), для содоклада – до десяти минут.

Для заключительного слова и выступающим в прениях дается не больше семи минут. Для повторных выступлений в прениях, по поправкам к проектам, порядку ведения, мотивам голосования, для заявлений, внесения запросов, предложений, сообщений и справок – до трех минут. В конце каждого дня сессии отводится пятнадцать минут для выступлений депутатов с краткими, до трех минут, заявлениями.

За что лишают слова?

Выступающий с трибуны и с места не должен использовать в своей речи грубые, некорректные выражения, призывать к незаконным действиям. При нарушении этого правила председательствующий вправе лишить депутата слова без предупреждения. Парламентарий может высказаться только с разрешения спикера. Двух предупреждений будет достаточно, для того чтобы оставить нарушителя порядка без микрофона до конца сессии.

Как голосуют?

Устав Алтайского края, законы о внесении в него изменений и дополнений принимаются, если за проголосовали не менее двух третей от установленного числа депутатов (68 человек). Для прохождения других законопроектов достаточно простого большинства голосов парламентариев (то есть не менее 35).

Дальнейшей доработкой принятых правовых актов занимаются профильные комитеты. При этом вносить какие-либо поправки в эти документы, кроме редакционных, им запрещается.

«Технические» вопросы

Краевой парламент принимает решения открытым или тайным голосованием. Если используется электронная система подсчета голосов (как обычно бывает), депутаты должны нажать нужную кнопку и результаты высветятся на большом экране. Предлагается три варианта ответа: «за», «против», «воздержался».

В случае выхода электронной системы из строя подсчет голосов проведет счетная комиссия, которую в ходе голосования определит Алтайское Заксобрание. При этом депутаты вправе принять решение о проведении тайного голосования при рассмотрении любого вопроса, включенного в повестку дня сессии.

Тайное голосование проводится в исключительных случаях. К примеру, в 2005 году с помощью бюллетеней депутаты выразили недоверие губернатору края Михаилу Евдокимову. Тогда за вотум проголосовали 46 депутатов, против – 5. Один бюллетень был признан недействительным.

Чтобы решение о выражении недоверия имело силу, за него должны были проголосовать две трети списочного состава парламента, то есть как раз 46 депутатов. Основанием для вотума стала тогда неудовлетворительная, по мнению депутатов, деятельность администрации края.

По регламенту решение о выражении недоверия губернатору не позднее десяти дней со дня принятия направляется президенту Российской Федерации. Ознакомившись с решением законодателей, он имеет право как отстранить главу региона, так и отказать парламенту в его требовании. В случае с Евдокимовым Владимир Путин посоветовал депутатам крайсовета провести повторное голосование.

Другие полномочия

АКЗС принимает Устав (Основной Закон) Алтайского края и поправки к нему, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов края, исполнением бюджета региона, Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, депутаты устанавливают порядок назначения и проведения референдума Алтайского края, порядок проведения выборов губернатора региона и порядок его отзыва и т. д.

Весной текущего года губернатор Алтайского края Виктор Томенко внёс на рассмотрение регионального парламента проект поправок в Устав края. Депутаты АКЗС получили право согласовывать кандидатуры министров экономического блока правительства. Кроме того, договоры между Алтайским краем и другими регионами теперь тоже будут заключаться только с одобрения законодателей. В октябре полномочия краевого парламента дополнили правом согласовывать кандидатуры руководителей госпредприятий края.

– Подобные меры предпринимаются для демократизации системы управления регионом и улучшения баланса между законодательной и исполнительной властью, – прокомментировал свое решение Виктор Томенко.

Напомним, ранее с подачи губернатора депутаты получили возможность давать заключения комитетов по краевым и государственным программам, а также планам приватизации имущества.

Фоторепортаж