"Красный призрак" - неожиданная драма о войне

08:00, 26 июля 2021г, Культура 2102


"Красный призрак" - неожиданная драма о войне Фото №1

В конце прошлой недели в онлайн-прокат вышел фильм «Красный призрак» – неожиданная, но воодушевляющая помесь драмы о Великой Отечественной войне и вестерна.

У фильма режиссера Андрея Богатырёва необычайно долгая история создания и вполне лестные отзывы российских критиков, но не особо впечатляющий кинотеатральный прокат.

Зима 1941 года. По бескрайним заснеженным полям едет грузовичок, из которого у самого оврага высаживаются продрогшие немцы и странная парочка, мужчина и женщина: у него гитлеровские усишки, а она одета в карнавальную форму красноармейца времен Гражданской войны. Перепуганный мужчина объясняет немцам, что они обычные артисты, выступают перед солдатами, он вот фюрера пародирует (даже показывает, как), но тех его оправдания только раздражают. И когда гибель парочки уже неотвратима, кто-то невидимый несколькими точными выстрелами обрывает жизни всех немцев до единого. А полминуты спустя материализуется и сам стрелок, мрачный мужчина с рассеченной бровью (Алексей Шевченков). Обыскивает вещи убитых, надкусывает немецкий крекер и исчезает, не проронив ни слова. Красный призрак из названия – это он и есть, неуловимый партизан-снайпер, легенды о котором пересказывают друг другу и русские, и немцы и сами же в них не верят.

В это время горстка наших с носилками идет через лес, находит закоченевшего солдатика (Юра Борисов), который отбился от своих, а может, и дезертировал. Объяснить он ничего не может, только сипит беззвучно и таращит светлые глаза. Но на ближайшем привале мы со всеми познакомимся: на носилках – раненый, но не теряющий присутствия духа командир, который рассказывает анекдоты о русском характере (Олег Васильков). При нем влюбленная санитарка Вера (Полина Чернышова), есть еще балагур откуда-то с юга, мечтающий о море и пиве или хотя бы самогоне (Павел Абраменков), политрук (Вячеслав Шихалеев) и двое провожатых из ближайшей деревни, занятой врагом, – суровый дед (Владимир Гостюхин) и молчаливый одноглазый Костя, отличный охотник.

Вырвавшись из окружения, они идут за линию фонта к своим, но сначала – к куму деда, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Но они не рассчитывали на то, что кум убит, а его хутор тоже занят врагами. Эти несколько домов и станут местом главного противостояния в фильме между горсткой усталых выживших русских и подразделением гауптштурмфюрера Брауна (Вольфганг Черни), который отправлен специально на поиски Красного призрака. Этот Браун любит изучать своего врага досконально, потому на хуторе первым делом решает попариться в баньке по-черному. Ну а финальная битва, в которой сойдутся все главные персонажи и сюжетные линии, несколько осложнится тем, что у нашей санитарки начнутся роды…

Причудливая жанровая природа фильма, одновременно серьезного и остроумного, проявляется во всем: в операторских ракурсах, в том, что персонажи – скорее типажи, чем характеры, хотя их биографию мы представляем себе без труда. В тарантиновской лихости схваток (о, моменты со свихнутой челюстью и березовым пеньком запоминаются надолго). В конце концов, в не типичном для современного военного кино чувстве юмора, которое заставляет режиссера нарядить голого немецкого карателя, убегающего под огнем из русской бани, в случайное женское платье с рюшами – а он от этого выглядит еще более грозно! Но ярче всего – в саундтреке от композитора Сергея Соловьёва, откровенно заигрывающего с музыкой Эннио Морриконе из спагетти-вестернов, стоит только появиться безымянному стрелку-одиночке, который одновременно и Клинт Иствуд, и Неизвестный Солдат.

Интересно, что противостоит нашим не обезличенный враг. Среди здешних немцев есть озверевшие садисты, есть холодные честолюбцы вроде Брауна, но есть и обычные люди, которых ветер истории сдернул с места и зашвырнул в заснеженную Россию, где им приходится беременных женщин мучить, и радости от этого нет.

В одном интервью режиссер Богатырёв, посвятившей разработке и съемкам своего полуторачасового «Красного призрака» семь лет, рассказывал, что, работая над сценарием, нашел под Калугой 12 ветеранов и записал их рассказы о боях. В них жестокость ситуаций часто соседствовала с комизмом, и яркие детали из этих историй сценаристы включили в фильм. Поэтому Богатырёв настаивает, что вовсе не собирался передавать приветы тарантиновским «Бесславным ублюдкам» – просто именно такова оказалась реальность войны в воспоминаниях тех, кто ее прошел.

А мы, как зрители, похоже, успели отвыкнуть от того, что фильм о Великой Отечественной можно не вымучивать к очередной дате, насупив брови, а снять из чистой любви к материалу. Что не обязательно жонглировать протухшими жанровыми клише и рядить гламурных кинозвезд в военную форму, которая им почему-то не к лицу. Что для увлекательного зрелища не обязательны танки с истребителями. И что поводы полюбоваться силой духа и национальным характером можно найти даже в бесславном для советской армии 1941 году.

Фоторепортаж