В Алтайском крае обслуживанием дорог начали заниматься предприниматели
17:00, 12 января 2016г, Общество 2331
Иван Заречнев пять лет назад вернулся на свою малую родину – в притаёжный Сунгай Кытмановского района, чтобы заняться сельхозпроизводством. Но после того как его «паркетник» основательно засел в очередной промоине, решил переключиться на обслуживание дорог в районе.
На краю географии
– Когда я впервые после долгих лет побывал в этих местах, у меня сложилось ощущение, что здесь не ступала нога дорожника. А ведь в сёлах, расположенных на краю географии, тоже живут люди, и они хотят ездить по нормальным дорогам, – говорит Иван Заречнев.
В Кемеровской области, где он долгое время жил, такая практика, когда обслуживанием дорог занимаются предприниматели, довольно распространена. А у нас пока редкость.
В 2011 году Заречнев заключил договор на долевое участие в ремонте дороги к селу Сунгай с КГКУ «Алтайавтодор». Вложил более миллиона рублей, часть средств выделило краевое дорожное управление. Привели в порядок несколько километров межпоселковой трассы и внутри села.
Но дорога требует круглогодичного обслуживания. После консультации со специалистами Заречнев в 2014 году закупил технику на сумму более 10 млн рублей с расчётом сделать комфортными для автомобильного движения все подъездные пути к Сунгаю. Был полон энтузиазма, закипела работа…
Но договор на 2015 год с дорожным управлением продлить не удалось, и предпринимателю ничего не оставалось, как продолжать заниматься сельскими дорогами… за свой счёт. До границы в сторону Отрадного отгрейдеровали полотно, всю весну содержали участок от Тяхты до Сунгая...
И вот с 1 декабря 2015 года компания «Вита», которой руководит Иван Заречнев, теперь на законных основаниях обслуживает 35,5 километра – это участок Кытманово – Тяхта – Мишиха – Врублёвский, в том числе ответвления на сёла Сунгай и Усть-Бороуйск.
– Ещё примерно столько же могли бы осилить, – делится Заречнев. – Хочется довести до ума дорогу до пересечения Усково – Отрадное, сделать участок до Семёно-Красилово. Следующий этап – выход на Заринский район через Зыряновку и Жуланиху... Я постараюсь соединить два района – Заринский и Кытмановский – кратчайшим путем. У нас будет мясное производство, своя переработка, люди смогут приезжать к нам, чтобы что-то купить или помолиться в местной церкви.
Снег да снег кругом…
В обязанности «Виты» входит ямочный ремонт, профилирование дорожного полотна, содержание в исправном состоянии двух мостов... И, конечно же, своевременная чистка дорог от снега.
Мы только выехали из райцентра Кытманово по направлению к притаёжным сёлам, и мой попутчик обращает внимание на снежные бордюры вдоль трассы, которую обслуживает Кытмановское ДРСУ:
– Это так называемый снежный навал, он практически не убирается всю зиму, что допустимо. Но я считаю, что дорога должна продуваться и оставаться чистой. Потому что при обильных снегопадах бордюры будут нарастать, может появиться колейность...
С региональной трассы сворачиваем на дорогу местного значения, которую сегодня обслуживает «Вита». По очищенному от снега полотну идёт грейдер, подбирая с обочины оставшиеся гребешки…
По словам Ивана Заречнева, именно снежные навалы и заросли деревьев – основные проблемы, которые создают сложности в обслуживании сельских дорог. В обязанности его предприятия входит устранять и эти проблемы.
К примеру, практически весь путь на Мишиху проходит сквозь густой березняк. Заречнев показывает перекресток, уже очищенный от молодой поросли, в которой раньше терялось солнце. Это место полностью забивало снегом, а весной и летом там не просыхали лужи. Теперь такого не будет.
Запасной вариант для Боровушки
– А это не дорога, а корыто. Иначе не назовёшь, – говорит мой собеседник, поворачивая на Усть-Бороуйск.
Мы спускаемся в поле, едем по накатанной, углубленной колее, которая ведёт прямо в лог… Дорога такая узкая, что двум машинам не развернуться, кругом деревья да сугробы.
– Она немного отсыпана щебёнкой, – поясняет собеседник. – Но в любом случае дорожное полотно надо было хотя бы поднять... В прошлом году была очень снежная зима. Мы держали здесь чуть ли не круглосуточно нашу технику, чтобы маршрут был проезжим, чтобы дорогу не упустить совсем. Набуровили снежных барханов, но чуть снежок – и наши траншеи опять забивало. И потому теперь решили сделать запасной вариант. Если в одном месте забьёт, то в другом можно будет проехать…
Боровушка (так свою деревню называют местные жители по имени речушки, которая здесь протекает), где всего-то 16 дворов и не более 50 человек, одно из немногих малых сёл в Кытмановском районе, в котором, несмотря ни на что, ещё теплится жизнь. Есть там и молодые семьи с ребятишками.
С незапамятных времён усть-бороуйские мальчишки и девчонки ходили за знаниями в Сунгай: летом – на велосипедах, зимой – на лыжах... Три километра не такое уж великое расстояние для крепкой сельской детворы, не избалованной благами цивилизации. Сегодня за детьми приезжает школьный автобус, чтобы отвезти на уроки в Сунгайскую среднюю школу.
– Мы живём своим хозяйством – держим скот. Кто может и хочет работать, те не бедствуют, – говорит жительница Усть-Бороуйска Елена Гриченко. – Но дорога для нас самый больной вопрос... Как-то зимой заболела девочка, так «скорая» до деревни не доехала. По непролазным сугробам ребёнка к машине несли на руках.
Возвращаемся из Усть-Бороуйска по запасному пути. Дорога расчищена, проехать можно, всё под контролем.
Во всеоружии
Чтобы встретить зиму во всеоружии, не дожидаясь, когда малые села накроет снежный плен, в «Вите» имеется надёжная техника, нашпигованная снегоочистительным оборудованием.
Всего на предприятии четыре единицы техники, рассчитанной на круглогодичное обслуживание дорог. Это погрузчик со сменными установками, трактор «Беларус» с косым отвалом и шнекоротором, ДТ-75 с прямым отвалом, грейдер китайского производства, с которым, как подчёркивает Иван Заречнев, до сих пор не возникало проблем: «Китайцы – молодцы, научились делать качественную технику».
Сегодня в «Вите» обслуживанием дорог занимаются три человека. Это местные сунгайские ребята, зарекомендовавшие себя как опытные водители, которым бороться с капризами щедрой на метели таёжной зимы не привыкать.
Они же, кстати, и придумали на порядок усовершенствовать трактор ДТ-75: подковали клыками, установили передний нож с 30-сантиметровыми насадками по бокам… Получилась машинауниверсал, которая в случае чего и себя откопать сможет – в самый раз для труднопроходимых сельских вёрст...