О сериале «Шерлок»: в тексте спойлеры!

16:45, 20 января 2017г, Культура 2018


1
1

Мало какой сериал, состоящий всего из 13 эпизодов, может похвастаться тем, что практически каждый из них вызвал бурю восторга и негодования зрителей. «Шерлок» от Би-би-си определенно из их числа. Кстати, если вы еще только планируете посмотреть новинку, дальше не читайте: в тексте спойлеры!

А еще мало какое популярное российское издание, включая самые серьезные, после выхода последней серии не посвятило телепремьере подробный разбор. Авторы главным образом пытались ответить на вопрос «Что это вообще было и зачем?». Что поделать, первыми двумя сезонами сценаристы и замечательные актеры завоевали немалую аудиторию, которая теперь склонна воспринимать любое их действие как плевок в душу.

В каком-то смысле наблюдать за реакцией зрителей и критиков на четвертый сезон даже увлекательнее, чем его смотреть. Хитроумные сценаристы Стивен Моффат и Марк Гэтисс успешно «троллят» чувствительную публику, и это стало понятно уже после седьмой серии, в которой никто так и не объяснил, как герой выжил после падения с крыши. А если учесть, что каждого нового сезона фанатам приходится ждать по два-три года (виной тому загруженность Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримена в голливудских блокбастерах), а состоят они всего из трех серий, понять возмущение тех, чьи ожидания были обмануты, нетрудно.

Четвертый сезон, кстати, вовсе не так плох, как говорит пристрастная часть зрителей. И не так уж сильно отличается от первых двух, хоть сериал и сделал уверенный шаг в сторону индийской мелодрамы. В моих глазах это его скорее портит, но многим понравилось. Чего от него изначально не стоило ожидать, так это безупречной сюжетной логики (с ней у «Шерлока» всегда была беда, и не спорьте) и убедительной детективной интриги (это все-таки не детективный сериал, а сериал про детектива, притом самовлюбленного).

Главным его смыслом вообще можно считать ловкую постмодернистскую игру сценаристов с литературным первоисточником, который они знают получше большинства зрителей. И если попробовать взглянуть отстраненно на то, как выворачивают наизнанку чудной викторианский сюжет, при этом следуя ему в ключевых деталях, окажется, что в этом смысле непростительных грехов за авторами почти не числится.

Это ведь изначально был вызов: заставить персонажей из совершенно другой эпохи освоиться в современном Лондоне, обзавестись гаджетами, блогами и психотерапевтами. Так стоило ли удивляться, что скромная супруга литературного доктора Ватсона в сериале оказалась супершпионкой-наемницей? Или тому, что у Майкрофта и Шерлока обнаружилась сестра-психопатка с могучим интеллектом и сверхспособностями к манипулированию людьми? На этот раз сюжет завернул аж в Грузию (довольно фантастическую)! А еще в этом сезоне красочно взорвалась уютно-захламленная квартирка на Бейкер-стрит и чуть было не погибли все, кто дорог заглавному герою.

Кстати, насчет дорогих людей: авторы, наконец, позволили развернуться божьему одуванчику миссис Хадсон (актриса Уна Стаббс). Угрожая револьвером, она берет Шерлока в заложники и, сковав наручниками, запихивает в багажник вишневого «Астон Мартина», на котором со страшной скоростью мчит от полиции. Она ведь в этой вселенной вдова наркобарона, забыли? Еще она с легкостью расшифровывает сложный внутренний мир Шерлока, называет властного Майкрофта «рептилией» и пылесосит, бодро пританцовывая под тяжелый рок. Ну и других чудес хватало: Ватсон бил Шерлока ногами и изменял жене, Редберд был вовсе не псом, Мориарти точно мертв, а одной из злодеек оказалась корыстная пожилая секретарша в правительственной структуре.

Получается, что единственный по-настоящему крупный просчет авторов – их внезапная тяга к мелодраматичности, мало свойственной первым сериям. Сценаристы всегда были скорее на стороне рационального социопата Шерлока и его невозмутимого старшего братца. А зрителю, как и простодушному доктору Ватсону, только и оставалось в изумлении открывать рот, наблюдая этот парад остроумного цинизма.

Но в последнем сезоне слезы потекли ручьями, и рыдали буквально все. Видеть гибель Мэри (ожидаемую, Ватсон и в книжке быстро овдовел) было не столько грустно, сколько неловко, а смотреть ее очередное сентиментальное видеопослание к мужу или Шерлоку – почти что смешно. Заключительная же серия стала торжеством эмоционального шантажа, и этим авторы предали не столько Конан Дойля, сколько все лучшее в своем собственном детище. Правда, если они вдруг решат подарить нам через пару лет еще и пятый сезон, его наверняка посмотрят миллионы.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж