Онлайн-кинотеатры составили подборки «Канны прошлых лет»

17:40, 15 мая 2020г, Культура 2391


1
1

12 мая должен был начаться 73-й Каннский кинофестиваль – в этом году он вообще не состоится, хотя руководство до последнего надеялось провести смотр хотя бы летом. А 10 мая в соцсетях разошлось видео с диким кабанчиком, деловито трусящим вдоль пустой ночной набережной Круазет – той самой, где в дни фестивалей толпы гостей, журналистов и критиков.

По случаю отмены смотра онлайн-кинотеатры составили свои подборки «Канны прошлых лет», чем я и воспользовалась, чтобы посмотреть фильм «Атлантика», получивший Гран-при жюри в 2019 году. И пожалела, что не посмотрела раньше.

Режиссер Мати Диоп, родившаяся в Париже, в интеллигентной семье француженки и выходца из Сенегала, вернулась на историческую родину, чтобы снять свой первый полнометражный игровой фильм о мигрантах из Африки, напрасно ищущих лучшей доли в Европе. В новостях годичной давности особо отмечалось, что она во многих отношениях стала первой в истории – 36-летней чернокожей женщиной-режиссером, чей дебютный фильм завоевал высокую награду в Каннах. Но критики и жюри полюбили «Атлантику» явно не из соображений феминизма и не за очевидную социальную критику, хотя с ней тут все в порядке.

Действие происходит в Дакаре – солнечной, бедной и обшарпанной сенегальской столице на берегу Атлантического океана, где живут прекрасная юная Ада и ее возлюбленный Сулейман. Ада (актриса-дебютантка Мамэ Бинета Сане) тусит с «неподходящими» подружками и уныло готовится по настоянию родителей выйти замуж за неприятного богача. А Сулейман (Ибраима Траоре) уже три месяца не получает зарплату на местной стройке века – гигантской башне причудливой архитектуры, вписанной в окружающий ландшафт примерно как знаменитый газпромовский небоскреб в Лахте. В очередной раз не добившись от девелопера денег, он вместе с другими отчаявшимися молодыми работягами уходит на лодке в море в надежде доплыть до Испании. Уплывают, даже не простившись с подругами, которые остаются рыдать в кафе на берегу. Такое тут явно не редкость – и вечно плохо заканчивается. Вот и теперь от них нет вестей, и у Ады самые дурные предчувствия. Да еще свадьба, которой никак не избежать.

Но как раз во время свадьбы в городе начинаются странные пожары: сперва неизвестный поджег белоснежное супружеское ложе в новом доме Ады, потом – дом того скупого девелопера. Местный следователь Исса Диоп (восходящая звезда, как его аттестует комиссар полиции) подозревает, что Сулейман на самом деле вернулся, а Ада с ним в сговоре. Но никто и вообразить не может, что происходит на самом деле. Ведь лодка с рабочими разбилась в море. Так почему же их покинутые подружки по ночам с белыми глазами приходят требовать денег от перепуганного девелопера? И что за странные обмороки все время приключаются с молодым следователем после заката?

Смешать социальную проблематику с любовной драмой и экзотической сказкой об одержимости мстительными духами режиссеру помогает бескрайний Атлантический океан, равнодушно взирающий на человеческие трагедии, разворачивающиеся на берегу. А в том, что он живой и неотрывно днем и ночью смотрит на персонажей и даже, кажется, на зрителей фильма, не остается никаких сомнений. Оператор Клер Матон пишет как бы вылинявший под жгучим солнцем пейзаж столицы и рыбацкого пригорода, и выцветший океан то ртутно переливается, то бушует, то пытается украдкой подобраться к людям.

Второй секрет фильма – изумительный электронный саундтрек, созданный уроженкой Сенегала, художницей и композитором Фатимой Аль Кадири и сконцентрировавший в себе все странное, грозное и потустороннее. Но больше всего трогает естественность молодых непрофессиональных артистов, которых режиссер Мати Диоп подыскивала несколько месяцев.

Кстати, тут ведь не только драма, есть и мягкий юмор. Например, одна из самых отвязных приятельниц Ады, которую строгие мусульманские девушки иначе как шлюшкой не называют, после своих сомнамбулических приключений стала носить хиджаб. Объяснила так: «Мне сказали, что дух проник через пупок, потому что я неподобающе одета». Словом, со всех сторон отличное кино. К тому же подходящее для виртуального путешествия на самый край света – особенно если на реальные странствия в этом году вы уже не надеетесь.

Фоторепортаж