Персональная выставка Ирины Щетининой «Дар души» открылась в Барнауле

15:00, 13 апреля 2019г, Культура 1757


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Около 40 живописных работ и примерно два десятка батиков, кроков и текстильных рисунков – это персональная выставка Ирины Щетининой «Дар души», которая открылась в конце прошлой недели в краевом Художественном музее.

С юбилейной экспозицией ее поздравили представители администрации Барнаула, АКЗС и краевого Минкульта, искусствоведы и просто давние друзья. Дарили розы и фиолетовые цветы любимого оттенка, восхищались редким сочетанием красоты, таланта и неравнодушия, отмечали свойственную художнице ответственность за сохранение дорогих ей традиций.

Благодарность и медаль

Музейщики говорят, художница сама долго компоновала экспозицию: в весьма ограниченном пространстве нынешнего здания ГХМАК хотелось показать как можно больше произведений, особенно новых.

– Выставка получилась эффектной, и по духу она очень соответствует художнице. Неслучайно выбрано такое название: «Дар души», – считает директор музея Инна Галкина. – Ирина Щетинина меняется, развивается в творчестве, продолжая работать искренне и с удовольствием. Здесь есть музейные работы – а в нашем собрании их пока восемь – и новые, очень содержательные.

О художниках Щетининых чаще говорят именно как о семье: муж нашей героини Анатолий Щетинин – известный живописец и создатель первой частной картинной галереи на Алтае. За годы существования арт-пространства там прошло 150 выставок – персональных, коллективных, а также тематических проектов. И это в значительной степени заслуга Ирины, составляющей экспозиции и не жалеющей собственного времени для того, чтобы как можно более выгодно представить чужое творчество.

Об этом на вернисаже в музее напомнил председатель правления Алтайского отделения Союза художников России Дмитрий Петренко:

– Вы как семья делаете огромнейшее дело, и выставкой вас, конечно, давно не удивишь. Но 150 экспозиций в вашей галерее – это еще и необходимость одеть в рамы картины наших художников, обеспечить материалами. Вы ведете большую общественную работу в Союзе и храните верность традициям. От Союза художников России – большая благодарность и Серебряная медаль, достойная награда.

Не просто натюрморт

«Эта выставка – как глоток воды, небольшая, но богатая и сложная: от натурных этюдов до натюрмортов, которые хочется долго разглядывать, поскольку они выражают личные переживания и важные для художницы вещи», – замечает Дмитрий Петренко.

Действительно, в творчестве художницы нет формальных «просто натюрмортов» (даже цветы в вазе отмечены личным чувством). Но в последние годы ей интересен редкий жанр тематического натюрморта, то есть натюрморта-картины и в значительной степени натюрморта-автопортрета. Пример – работа «Пришла»: на столике сумочка, шляпка и перчатки, рядом ключи, разные мелочи, флакончики духов. Да, очень по-женски, но, как ни странно, почти без кокетства.

– В начале своего творчества ты ставишь перед собой чисто профессиональные задачи, допустим, «поженить» на одной плоскости зеленый и красный. Но сегодня для меня вопрос «как?» уже закончился, зато вопрос «что?» приобрел большее значение. Сейчас меня занимает созерцание, любование предметом. Да, я сама составила эти вещи как мне нужно, организовала эту жизнь на холсте. И если мои работы создают впечатление сиюминутности, я считаю это достижением, – говорит художница.

Важное место в экспозиции занимают два новых и пока незавершенных цикла – шукшинская тема и впечатления, привезенные из Грузии.

– Пейзаж «Благодать Пикета» я начала писать в 2017 году после поездки в Сростки, а закончила совсем недавно, все казалось, что выразила не совсем то. Хотелось осознать это место, вдохновляющее людей, почувствовать его энергию: предгорья, даль, разлив реки. Хоть я и заканчивала работу зимой, но тем приятнее было писать разнотравье. Такие темы неизбежно выливаются в цикл, потому что хочется продолжать эту мысль. И вот продолжение – работа «Скоро Вася приедет». Эта комната – часть музея Шукшина в Сростках, но я почувствовала его как реальное место жизни замечательной женщины – матери Василия Макаровича, которая так гордилась своим сыном и ждала его приезда.

Быть искренней

Совсем другая история – свежие работы из цикла «Грузинские впечатления»: портрет «Бабушка Дарико» и снова пышный натюрморт «Сны о Грузии», в котором художница сочетает множество сложных оттенков красного. Искусствоведы заметили изменение колорита на этих холстах. Ирина объясняет:

– Я ездила в Грузию осенью, там повсюду были такие краски, и это ощущение перетекло в работы. Они действительно получились в едином ключе – портрет случайно встреченной на улице женщины, чей образ остался у меня в душе, и натюрморт, в котором собраны переполнявшие меня впечатления».

На выставке заметно, что независимо от жанра художница почти всегда рассказывает некую историю. Искусствовед Наталья Царева пишет:

«Быть искренним, делиться сокровенным могут далеко не все, это непросто даже для художника. Но у Ирины получается быть предельно честной в творчестве, потому что пишет она только то, что действительно любит… Мастер натюрморта, она заставляет вещи на своих холстах рассказывать: то небольшую историю, то целую жизнь. Ее рассказы всегда от первого лица, ее «лирический герой» и она сама для нас, зрителей, часто совпадают.

По той же причине, считает искусствовед, так вдумчивы образы близких, самых важных для Ирины людей. И в нынешней экспозиции нашлось место портрету учителя – известного алтайского художника-акварелиста и мастера текстильного рисунка Глеба Белышева.

Выставка работает до 12 мая.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж