Почему дорожает бензин

11:42, 01 февраля 2018г, Экономика 2888


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

На днях стало известно о предложении главы «Роснефти» Игоря Сечина перенести уплату акцизов с производителей нефтепродуктов на автозаправочные станции. Эксперты считают, что это может привести к резкому росту розничных цен на топливо. Мы попросили прокомментировать возможные последствия Юрия Матвейко, президента Алтайского топливного союза, вице-президента Российского топливного союза.

Это уже проходили

– Юрий Витальевич, что может случиться с ценой бензина на автозаправках, если это предложение будет реализовано?

– Мы эту историю уже проходили в 2003 – 2004 годах, когда уплату акцизов с НПЗ перенесли на автозаправки. Было возбуждено несколько сотен уголовных дел по факту неуплаты акцизов. Заводы отгружали топливо для АЗС без учета акциза. По окончании квартала покупатель должен был сдать декларацию и уплатить нефтяной компании этот налог, а она перечислить его в бюджет. Тогда налоговые органы работали не так эффективно, как сейчас. И очень многие предприниматели, получив дешевый продукт, акциз не платили, банкротили свои предприятия, потом открывали новые, а бюджет терял огромные деньги.

В Алтайском крае удалось возбудить несколько уголовных дел, не знаю, чем они закончились. И, отработав год, Минфин эту схему закрыл. В стране около 30 нефтеперегонных заводов – плательщиков акцизов и 22 тысячи АЗС. Конечно, легче собирать налог с заводов, чем с автозаправок.

Надо учитывать и тот факт, что порядка 30% получателей нефтепродуктов не являются конечными продавцами. Это сельхозпроизводители и другие крупные предприятия, которые покупают топливо прямо с НПЗ и используют его в своих производственных целях. Получается, что они не должны платить акциз, так как не являются конечными продавцами.

Считаем каждую копейку

Экономика АЗС сегодня такова, что приходится считать каждую копейку. Прибыль стремится к нулю.

– Я слышал, что владельцы заправок зарабатывают на каждом литре 3 рубля.

– 3 рубля – не заработок, а наценка, за счет которой предприниматель должен покрыть операционные расходы на содержание АЗС и заплатить налоги.

Минувший год был самым тяжелым для владельцев автозаправок. На сегодня оптовая цена зимнего дизельного топлива выше на полтора 
рубля, чем розничная. И даже по такой цене приобрести предпринимателям его невозможно. Частные АЗС вынуждены торговать себе в ущерб либо тем топливом, которое не соответствует пятому экологическому классу.

Если мы говорим о цивилизованном бизнесе, то есть о тех, кто реализует топливо не ниже Евро-5, то их в крае можно посчитать по пальцам. Цены на АЗС значительно ниже тех, по которым отпускают заводы-изготовители. Я бы на месте владельцев автомобилей подумал, заправляться на таких станциях или нет.

– Так большинство едет к «крупняку» заправляться, к той же «Роснефти».

– Да, получается, что малый бизнес, торгуя суррогатом, сам себя компрометирует и убивает.

– Известно, что в этом году акцизы еще раз увеличатся.

– Согласно решению Минфина, с 1 января 2018 года за счет повышения этого косвенного налога цена литра повысилась на 53 – 55 копеек, и с 1 июля будет ровно такой же рост. Аналогичная ситуация ожидается в 2019 и 2020 годах.

За счет акцизов бензин за этот год вырастет на рубль с небольшим, но давайте не забывать, что повысились стоимость электроэнергии, железнодорожные тарифы, стоимость перемещения цистерн внутри станции. Растут коммунальные услуги, придется выполнять обязательства по повышению минимального размера оплаты труда. Посчитать точно вклад каждой статьи себестоимости сейчас трудно, но явно, что они повлияют на конечную цену топлива.

Влияние нефти

– Последнее время дорожает нефть. Как это отражается на внутреннем рынке нефтепродуктов?

– С ростом цены нефти дорожает топливо на внешнем рынке и нефтяные компании начинают активно экспортировать бензин и солярку за рубеж. Внутри России мы можем получить дефицит, который, как известно, толкает цены вверх.

Вообще, эти процессы Министерство энергетики должно регулировать, но нефтяные компании научились обходить ограничения. Действующий в настоящее время в стране Технический регламент обязывает торговать АЗС топливом только класса Евро-5. Но в любом производстве случается брак, когда показатели бензина немного недотягивают до норматива. Поскольку такой продукт запрещено продавать внутри страны, то его на законных основаниях реализуют за рубеж рублей на шесть дороже, чем в России,  так как в Западной Европе цена топлива еще выше. Там его легко доводят до нужных параметров и продают. Все получили свою выгоду. А то, что без топлива останется какая-нибудь сельская заправка, нефтяников меньше всего волнует.

– Получается, куда ни кинь – всюду клин. Никаких надежд на стабилизацию цен на бензин не видно?

– Сложно сказать. После октябрьских обращений (в 2017 году. – Ред.) Российского топливного союза в Минэнерго, к президенту Владимиру Путину с просьбой насытить внутренний рынок нефтепродуктами для сдерживания роста цен в рознице ситуация по бензину несколько стабилизировалась и рынок более-менее сбалансировался.

По дизельному топливу, как я уже говорил, проблемы. Зимнее дизтопливо примерно наполовину состоит из керосина, которого в стране дефицит. У нас выросли авиаперевозки, а самолеты используют керосин, больше солярки стали потреблять военные. За счет этого рынок зимнего дизтоплива оголяется. Когда потеплеет и можно будет переходить на летнюю солярку, ситуация будет более стабильной.

В идеале по бензину в России должен быть баланс, так как его производится примерно столько же, сколько потребляется на внутреннем рынке. А по дизельному топливу (в совокупности летнее и зимнее) сложился профицит процентов на шестьдесят. Так что его в определенных объемах можно экспортировать.

За соблюдением баланса на рынке обязано следить Минэнерго. У него для этого есть механизмы воздействия на НПЗ: штрафы за сверхнормативный экспорт могут доходить до 15% от суммы выручки. Но давайте не забывать, что нефтяные компании – это не простая АЗС. Их налоги во многом формируют федеральный бюджет, поэтому какие-то отступления от правил федеральные власти им разрешают. Тем не менее нам обещали в Минэнерго, что 2018 год будет более сбалансирован по рынку нефтепродуктов.

Справка

В 2017 году, по данным Росстата, цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в России выросли на 7,7 и 7%, до 38,01 и 41,09 руб. за литр соответственно.

Новости партнеров
Фоторепортаж