Почему стоит обязательно посмотреть первый отечественный кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор»

07:00, 21 августа 2021г, Культура 1971


Почему стоит обязательно посмотреть первый отечественный кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор» Фото №1

Первый отечественный кинокомикс «Майор Гром: Чумной Доктор» вышел на экраны 1 апреля 2021 года, а 7 июля, переозвученный, был выведен компанией Netflix на международный кинорынок, где уже на следующий день вошел в топ фильмов. На вторые сутки это, казалось бы, незамысловатое кино попало в топ-10 в 80 странах, в 41 стране при этом выйдя на первое место. В США «Майор Гром» занял вторую строчку, уступив только ужастику «Улица страха». На российских же форумах лента вызвала удивительный разброс мнений, от бурного восторга до не менее бурного неприятия.

Надо сказать, это очень любопытная картина.

Режиссер Олег Трофим более всего известен как великолепный клипмейкер, и это, пожалуй, единственное, что не пошло на пользу фильму: время от времени клиповость повествования мешает восприятию. Впрочем, для комикса это может служить не багом, а фичей, как выражается молодежь, на которую фильм, на первый взгляд, и рассчитан. 

Официально «Майор Гром» – экранизация серии комиксов издательства Bubble про честного полицейского из Санкт-Петербурга. В лучших традициях жанра в фильме, кажется, собрана вся питерская атрибутика: крыши, слякоть, Пряжка, «шаверма». Плюс дворцы, крысы и гопники. Плюс Цой в начале и в конце. Графические вставки вполне простодушно рифмуют кровь и золото. Петербург предстает перед зрителем этаким Готэм-сити, и в этом простом российском Готэме неустрашимый герой вступает в схватку со злом. Любимый сюжет американских блокбастеров, исполненный в эстетике комикса, впечатляет операторской работой Максима Жукова, да что там – работой команды в целом. Кастинг выше всяких похвал: Тихон Жизневский, Сергей Горошко, Александр Сетейкин, Алексей Маклаков, Михаил Евланов, Любовь Аксёнова. Звукоряд очень достойный и даже наполненный смыслом. Дизайн безупречен. Темпоритм соответствует лучшим образцам приключенческих фильмов. Шутки без пошлости!.. Лента получилась очень стильной и вполне конкурентоспособной. Учитывая, что жанр графического романа пророс на российской почве совсем недавно, сам по себе кинокомикс сделан на очень высоком уровне. Не хуже Марвела. Кое в чем даже лучше. И это подтверждают восторженные отзывы на зарубежных форумах.

Однако при высокой зрительской оценке реакция западной критики мало сказать отрицательная – она яростная. К примеру, эксперт с американского портала Movienation оценил кинокомикс в 1,4 балла из 4 и при этом назвал главного злодея Бэтменом-большевиком. Их неудовольствие можно понять: в отличие от простой публики кинокритики люди образованные, Достоевского изучали, и им заметен этот выверт загадочной русской души: вечный конфликт между законом и справедливостью. Их пугает то, что происходит в той же Америке в последнее время – кстати, отдельные сцены «Майора Грома» напоминают сюжеты ТВ о протестах BLM в США,  – и именно поэтому пугает восторженная реакция улицы на комикс, эту улицу как раз и окормляющий.

Критики старательно не замечают (или, наоборот, очень хорошо замечают), что за внешней, безупречно исполненной оберткой комикса о супергерое со всеми атрибутами жанра – аллюзиями на предшественников и нескрываемыми отсылками к шедеврам «развлекалова», ироничностью отдельных метафор, предсказуемостью сюжетных линий – кроется глубокая проблема противостояния власти денег (или денег и власти) и народной массы, не желающей крови, но в какой-то момент проливающей ее во имя... чего?

Прозрачная отсылка к создателю социальной сети «ВКонтакте» Павлу Дурову в качестве антагониста главного героя должна была послужить, вероятно, почвой для размышлений на тему, допустимо ли бороться со злом негодными методами.

Педалирование сиротства главных героев, в случае условно-отрицательного – натуральное, в случае условно-положительного – добровольно избранное как стезя самурая, призвано еще раз подчеркнуть очевидное сходство этих двоих абсолютно разных персонажей.

Похоже, долгое производство – фильм делался четыре года – и целая команда сценаристов позволили создателям кинокомикса спрятать внутри крепко сделанного экшен-муви некоторое количество смысловых бомбочек, поневоле запускающих мыслительный процесс у того, кто внимательно смотрит. Полицейский участок, целиком перенесенный в Петербург из Готэма, «смерть Марата» в ванне в тот момент, когда протагонист находится в тупике, окно из «Ворона» в квартире главного героя, жалкая боксерская стойка мальчика в прологе, вышедшего в одиночку против троих врагов, – и рифмующаяся с нею неумелая стойка напарника майора Грома в конце... Все эти мелочи цепляют внимание, мастерски оттеняя скрытые смыслы повествования. И, на мой взгляд, главное, что удалось создателям кинокомикса, – они в своей работе сумели задать вопрос, на который очень трудно найти ответ в современных реалиях. Этот вопрос все тот же: закон или справедливость? Могут ли они быть достигнуты одновременно и должна ли эта гармония непременно быть оплачена кровью? Кто более прав – условное добро или условное зло, если временами они так невероятно похожи?

Достоевский, которого пытается цитировать майор Игорь Гром, в свое время гениально ответил на вопрос о слезинке ребенка. Мы пока ответа не нашли, хотя наши отцы, судя по всему, отвечали на него не задумываясь.

Очень жаль, на мой взгляд, что из трехчасового изначально фильма были вырезаны некоторые сцены. Еще прискорбнее то, что «Майор Гром: Чумной Доктор» фактически проваливается в российском прокате. И я даже догадываюсь, почему.

Ольга ДАШКЕВИЧ.

 
Фоторепортаж