Последний полёт «Альбатроса». Удивительная история развития авиации на Алтае

10:00, 20 января 2019г, Общество 2083


1
1

Заметив, что на фасаде барнаульской школы № 132 появилась мемориальная доска, посвященная Герою Советского Союза Николаю Малахову, читатели «АП» стали задавать вопросы по этому поводу. Отправившись туда в поисках ответа, мы узнали удивительную историю развития авиации на Алтае, которую учащиеся и педагоги дополняют вновь открытыми фактами.

Белые пятна

– Нашей школе сам Бог велел носить имя Николая Михайловича Малахова, Героя Советского Союза, уроженца края, воспитанника Барнаульского аэроклуба. Именно поэтому 1 сентября 2018 года на фасаде здания появилась памятная доска в его честь, – отвечает на вопрос читателей директор школы № 132 Инна Борисенко. – Исследовательская деятельность активизировалась, когда к нам пришел работать преподаватель Виктор Александрович Ремизов, человек, который душой болеет за дело и ребят умеет увлечь. Так, в работе нашего выпускника 2017 года Саши Кандаурова впервые опубликованы некоторые данные по авиационной части, располагавшейся здесь, на этой территории. Старожилы, связанные с историей авиации на Алтае, подтверждали это и ранее, но, увы, никто прежде не занимался детальным ее изучением. Чтобы систематизировать собранные материалы, мы открыли лабораторию школьного краеведения с постоянно действующей экспозицией. Хотя в школе, где учится 1900 ребят, выделить помещение было непросто. Это самое начало пути, ведь предстоит еще оцифровать документы, перевести их в звуковые файлы и так далее. Но мы уверены, все получится. Ведь дети своим энтузиазмом способны горы свернуть. И родители подключаются, узнав, чем мы занимаемся. Так что к цели – создать комплекс, посвященный авиации, – движемся вместе.

Давно уже застроено высотками то место в Индустриальном районе, где прежде располагался знаменитый аэроклуб, одиннадцать выпускников которого удостоены звания Героя Советского Союза, а именами двоих, Ивана Гулькина и Николая Малахова, названы улицы Барнаула. О былой его славе напоминает сегодня лишь самолет на постаменте, учебно-тренировочный L-39C Albatros. Преподаватель подполковник запаса Виктор Ремизов и его воспитанники взялись за страницы военной истории аэроклуба, почти неизученной, и сегодня на вопрос, где же конкретно она зарождалась, отвечают со знанием дела: «А вот здесь, где сейчас стоит наша школа».

– Приступая к исследовательской работе с ребятами, я и сам не ожидал, что географическое это место окажется таким историческим. Изначально информации о нем было крайне мало. Выходили, конечно, к юбилейным датам аэроклуба книги, но в основном без ссылок на документальные источники. Мы опрашивали связанных с ним барнаульцев-ветеранов, все они ассоциировали с ним название улицы Взлетной, но ничего конкретного сказать не могли. Отчасти потому, что многие материалы по аэроклубу и по сию пору засекречены. Так получилось, что с нас начались поиск и изучение документов, касающихся неизвестных ранее страниц алтайской авиации.

На карте города

Открытыми, по сути, были только публикации в газете «Красный Алтай», как раньше называлась «Алтайская правда». Она писала много и часто. Про то, как ворота в барнаульское небо открыл в 1912 году авиатор Васильев на аэроплане «Блерио». И про Общество друзей Красного воздушного флота, основавшее в 1923 году «Алтгублёт». Войти в него мог любой, заплатив взнос 1 рубль золотом.

«Жертвуйте все на воздушный флот, построим свой аэроплан «Красный Алтай» и от нашей губернии преподнесем государству», – писал «Красный Алтай». Невероятно популярны у жителей края были Недели помощи воздухофлоту, люди собирали средства на постройку и приобретение самолетов. Барнаульцы – на «Красный Алтай», Петровская волость (Троицкий район) и Ребриха – на «Алтайского партизана», славгородцы и бийчане – на «Славгородского партизана» и «Бийчанина», павловцы – на «Красного пахаря», губотдел ГПУ – на «Сибирского чекиста», воины-красноармейцы – на «Красную Армию Сибири», работницы и крестьянки – на «Красную сибирячку». В 1923 году на Алтае собрали 40 908 рублей. Но на постройку эскадрильи этого не хватало, и в октябре 1923 года газета призывает: «Нужно усилить помощь флоту, объединить работу по губернии, в интересах дела отказаться от постройки целой эскадрильи и серьезно заняться постройкой пока что двух самолетов с общими для губернии названиями «Красный Алтай» и «Алтайский партизан».

Регулярные полеты начались только спустя шесть лет, с образованием новосибирского авиаотряда, летавшего в Горно-Алтайск с посадкой в Барнауле (до 1937-го Алтай входил в состав Западно-Сибирского края). На топографическую карту краевой столицы 1932 года, очень редкий документ, которым с историком Ремизовым поделился краевед Сергей Краснов, уже нанесены самолетная стоянка и аэродром, с которого взлетали почтовые По-2, совершавшие рейсы Барнаул – Новосибирск. А чтобы детям проще было запомнить этот год, Виктор Александрович предлагает им подставить цифру 9 в номер школы 132.

Аэроклуб располагался близ опытных полей АНИИСХОЗа. Если соотнести эту территорию с нынешней городской картой, то получится примерный квадрат улиц Малахова – Попова – Северо-Власихинской и Павловского тракта. По одной из версий, которую Ремизов не разделяет, аэроклуб принадлежал меланжевому комбинату, возникла она на том основании, что БМК – первое из предприятий промышленности, построенных в Барнауле, и многие меланжисты были увлечены полетами и авиамоделированием.

База – Алтай

Из десяти аэроклубов Западной Сибири два, в Барнауле и Бийске, в 30-е годы работали на Алтае. Первыми выпускниками барнаульского в 1936-м стали 113 человек. К 1939-му авиазвено входило в состав 219-го отряда гражданской авиации и насчитывало 12 самолетов По-2. Они базировались на площадке аэропорта. Из протоколов партсобраний авиаторов удалось узнать и имя его первого директора – Сергей Петрович Рыбаков.

В конце 30-х, когда страна уже дышала войной, летную базу передали в военное ведомство, чтобы учить боевых летчиков и парашютистов, в том числе и для новых подразделений ВДВ. В 1940-м их подготовка согласно новой доктрине военного обучения была ориентирована на реальные боевые условия, в тот же год авиамоделисты были выведены из состава аэроклуба. Он стал военизированной структурой под эгидой Осоавиахима, с собственным аэродромом, парком самолётов, штабом, складами, ангарами, личным составом. Ношение формы ВВС стало обязательным для летчиков и наземного состава. На 1 января 1940 г. там числилось 302 курсанта.

К началу Великой Отечественной войны относятся самые удивительные, пожалуй, факты, подтвержденные исследователями школы № 132. Так, 5 июля 1941-го председатель краевого Осоавиахима капитан Макаров своим распоряжением перевел аэроклубы Барнаула и Бийска на режим военного времени, а чуть позже вышел приказ об их слиянии в целях повышения качества подготовки летчиков и парашютистов для фронта. В том же году из Ленинграда на Алтай была эвакуирована 2-я спецшкола ВВС.

– В архивных документах она почему-то значится как 7-я, но это ошибка, – уверен Ремизов. – Из 400 истощенных курсантов более двухсот умерли по дороге. Курсантов в то время старались набирать из беспризорников по вполне понятным соображениям. Нет у человека ни мамы, ни папы – никто и горевать не будет, если он погибнет в бою. А в архивных фондах мы нашли зарплатные ведомости преподавателей 2-й летной спецшколы. Во время войны они получали двойную зарплату – от края и от Министерства обороны.

В августе 1942-го краевой Осоавиахим получил распоряжение председателя Центрального совета Осоавиахима генерала Кобелева откомандировать в Молотовский аэроклуб (Пермь) всех инструкторов-лётчиков и авиатехников. 10 августа председатель краевого совета Осоавиахима майор Макаров издал приказ № 097, по которому откомандированный состав вместе с самолётами должен был «немедленно отбыть». В приказе № 098-а клуб именуется как парашютно-планерный и говорится о том, что «в штате остались начальник Кононов П.А, лётчик-буксировщик Тюрина Полина Константиновна, инструкторы по укладке парашютов Полехов Иван Андреевич и Чистоедов Г.И.».

Совсем другая история

Воспоминания диспетчера Барнаульского аэропорта Юрия Каптерова, тоже, к слову, питомца аэроклуба, возвращают из небытия еще одно имя. Геннадий Воров, летчик-фронтовик, летавший на всем, что в принципе умело летать: Пе-2, СБ, Р-5, По-2, Ут-2, Яках… После войны вернулся в родной Барнаул и возглавил отряд летчиков. В 1949-м ликвидировали Осоавиахим, а аэроклуб взял под свое крыло ДОСААФ.

В 1954-м в столице края располагалась переведенная из Европы школа младших авиаспециалистов по ремонту авиатехники, 48-я ШМАС, но в 1967 году ее передислоцировали в Рубцовск, где она и прекратила свое существование. Считается, что Барнаулу на память о ней осталось название остановки транспорта «Мастерские». Но Виктор Александрович называет столь прямую привязку к ШМАС некорректной, так как еще во время Великой Отечественной войны нуждающиеся в ремонте самолеты уходили прямо с фронта в тыловой Барнаул. Только в 1944 году, когда советские войска шли на Запад, авиамастерские перевели в Тюмень, где был построен завод по ремонту авиатехники. Барнаульская же площадка еще долго оставалась ремонтной и для ШМАС,  и для эскадрилий Сибирского военного округа.

В середине 60-х построили новый аэродром с современной инфраструктурой и аэровокзалом, который ныне носит имя космонавта Германа Титова. Авиаклуб располагался на этой базе до начала 90-х, а потом переехал в поселок Лесной Первомайского района. Но это уже совсем другая история.

Справка
Виктор Ремизов – кадровый военный, подполковник запаса, учитель истории высшей категории, руководитель лаборатории школьного краеведения барнаульской школы № 132, почётный работник общего образования, дважды награждённый медалью Януша Корчака. За годы работы с детьми воспитал около пятисот победителей конкурсов для одаренных школьников.

Фоторепортаж