Россия выдвинула на «Оскар» черно-белый фильм Андрея Кончаловского

07:50, 23 ноября 2020г, Культура 1371


Россия выдвинула на «Оскар» черно-белый фильм Андрея Кончаловского Фото №1
Россия выдвинула на «Оскар» черно-белый фильм Андрея Кончаловского Фото №2
Россия выдвинула на «Оскар» черно-белый фильм Андрея Кончаловского Миниатюра №3
Россия выдвинула на «Оскар» черно-белый фильм Андрея Кончаловского Миниатюра №3

Россия выдвинула на премию «Оскар» черно-белый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи». Премьера драмы о событиях 1962 года, известных как «новочеркасский расстрел», состоялась осенью на Венецианском кинофестивале, где картина завоевала спецприз жюри.

Выражение «известные события» тут не вполне верно: в течение десятилетий расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске был засекречен. Только в 1990-е об этом стали говорить, осужденных «зачинщиков» реабилитировали – а потом все как-то забылось. Но режиссер Андрей Кончаловский, как оказалось, вынашивал идею фильма последние лет десять. Она окончательно оформилась после его картины «Рай» 2016 года. Весной в беседе с Дмитрием Быковым он объяснял: в «Рае» есть трагическая фигура немецкого офицера-идеалиста, и ему показалось интересным сделать ее зеркальное отражение – тоже идеалиста, только коммуниста, прошедшего войну. И поместить в Новочеркасск в качестве свидетеля событий. Этого идеалиста, ответственного парт­работника Людмилу Сёмину, зав­сектором местного горкома, сыграла супруга режиссера Юлия Высоцкая, а критики уже назвали эту работу самой сложной и откровенной ролью в ее карьере.

Июньским южным утром она просыпается под звуки советского гимна по радио в постели своего начальника, пока его жена в санатории. Быстро собирается, чтобы пораньше получить в магазине партийный паек – с черного хода, конечно, пока горожане толкаются в очереди за спичками. В стране и так дефицит, да еще недавно объявили о повышении цен на основные продукты, и люди заговорили о грядущем голоде. Даже родные отец и дочь героини уже не разделяют ее святую убежденность, что в советской стране такое невозможно.

Эта святая убежденность – главная ее черта, за которую и любовник, и коллеги называют Сёмину бешеной, и непонятно, чего в этом больше – восхищения или презрения. Когда на Новочеркасском электровозостроительном заводе начинается стихийный митинг рабочих, недовольных повышением цен и одновременным понижением зарплат, разбираться с ситуацией приезжают члены Президиума ЦК КПСС Козлов и Микоян, генералы армии, внутренних войск и КГБ. И наша героиня требует самого сурового наказания для «бунтовщиков». Но когда по взбудораженной толпе заводчан, идущих с лозунгами «Хрущёва на колбасу», почему-то начинают стрелять боевыми патронами, ее картина мира трещит по швам. Ведь в этой толпе должна быть и ее восемнадцатилетняя дочь, работающая на заводе, в лаборатории…

Кровавое историческое событие (два десятка убитых, множество раненых, семеро приговорены к расстрелу как зачинщики беспорядков) для Кончаловского – повод заглянуть в душу этой удивительной, но не такой уж редкой женщины. Сёмина – сталинистка, несмотря на все разоблачения ХХ съезда КПСС, ее юная дочь – дитя оттепели, а отец (Сергей Эрлиш) – старый донской казак, хлебнувший горя при советской власти. Эти поколенческие разногласия то и дело выливаются в разговоры о политике и ссоры за кухонным столом. Один такой скандал заканчивается уходом дочери из дома. А на следующий день случился расстрел, дочь так и не вернулась. Для Сёминой начинается хождение по разным кругам советского ада в попытках найти хотя бы могилу.

Будут морг и больница, где ей посоветуют забыть о случившемся и ни с кем не обсуждать, и обход знакомых, которые не захотят открывать дверь. Но в перерывах между поисками тоже нельзя расслабляться. Нужно держать лицо, дать подписку о неразглашении, написать казенную речь и выступить на совещании среди каких-то идиотов. Юлия Высоцкая откровенно играет человека, привыкшего держать себя в руках, оправдывать что угодно интересами страны – и впервые оказавшегося в тупике. В какой-то момент она говорит, мол, в Великую Отечественную было ясно, где враги, а где свои, но тут-то как быть? Но дело, кажется, не в том, чтобы найти врагов. Перед самым началом событий героиня видит в кустах ощенившуюся собаку – как знак того, что нерассуждающее, почти животное родительское чувство все же возьмет в ней верх над партийной дисциплиной.

Было бы даже странно, если бы некоторые зрители не усмотрели в выдвижении картины на иностранную кинопремию «антисоветчину» и «русофобию» – и они усмотрели. К счастью, как раз сейчас «Дорогие товарищи» идут в кино, есть возможность своими глазами увидеть, что фильм совсем не о том.

Фоторепортаж
Блоги