Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году

17:17, 24 мая 2021г, Культура 1761


Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году Фото №1
Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году Фото №2
Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году Фото №3
Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году Миниатюра №4
Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году Миниатюра №4
Сказка-ложь и правда-боль. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в 2021 году Миниатюра №4

Очередной, уже шестой фестиваль проектов студентов и выпускников театральных вузов страны завершен. Какие открытия подарил нам «ШАГ» в этот раз?

Пермь. Метаморфозы

В дни фестиваля многие барнаульцы удивлялись, встречая на улицах города гостей с Кавказа – с непривычным уху говором, в национальных костюмах. Эти самые гости регулярно приходили в музыкальный театр на спектакли «ШАГа», чинно усаживались в зрительном зале. А посвященные уже предвкушали встречу с ними… на сцене! Потому что завсегдатаи фестиваля догадывались: грузины-то на самом деле – вживающиеся в образ ученики знаменитого Федотова, первокурсники-актеры из Перми.

Театр «У моста», участник сотен (!) зарубежных и международных фестивалей, лауреат «Золотой маски», второй раз приезжал в Барнаул. И снова профессиональные актеры выступали на сцене вместе со студентами. И снова – в замечательной истории «с южным акцентом». Совершенно неудивительно, что в музтеатре в день показа «Мачехи Саманишвили» был аншлаг. Ведь «Ханума», которую привозили пермяки на пятый «ШАГ», оставила незабываемые воспоминания.

Да, театралы дождались именно того, о чем мечтали, – праздника. И даже – сказки для взрослых! Каждый нашел в ней созвучное своей душе. Кого-то задела история безропотной мачехи, нежно заботящейся о неродных по крови сыновьях и внуках. Другие увидели правду жизни в рассказе о тех самых сыновьях: их, как в сказке, трое – и младший, конечно же, лучше старших двух (хоть он и картежник, и неудачник, и проныра). Иных же зрителей (а особенно зрительниц) задела возвышающая душу лавстори. Та самая, которая – «О, как на склоне наших лет нежней мы любим…»

И эти, и другие коллизии в спектакле переплетаются, щедро сдабриваются прекрасной музыкой, грузинским юмором. У Федотова всё выверено, от декораций (никакой абстракции, те самые, из «Ханумы») до выстрела из ружья – пальнул Аристо в воздух, и залились в селении лаем собаки. Потому что спектакли Мастера – это… «художник так видит». С небольшой поправочкой: под художником подразумевается не творец очередного оригинального прочтения классического произведения, но автор первоисточника.

Итак, в случае со спектаклем пермяков мы получили то, что хотели увидеть. Увиденное было предсказуемо, но оттого не менее шикарно. Поднявшийся после спектакля на сцену член жюри заслуженный артист РСФСР Мераб Мегрели выразил мнение зрителей, за минуту до этого аплодировавших стоя и кричавших браво:

– Когда шел на сцену, думал: нужно сказать что-то теплое. Но вы посмотрите сюда (Мегрели обвел рукой зал)! Что тут еще скажешь…

Саратов. Феерия

В театральном искусстве, как в жизни, запоминаются вершины и провалы. Провальных вещей за годы своего существования «ШАГ» преподнес совсем немного, по пальцам пересчитать. Спектаклей же удивительных, штучных было немало. Впервые в этом году на «ШАГе» выступили гости из Саратова. Причем впервые мы увидели выпускников специальности «актер кукольного театра». И эта встреча была фееричной!

На этом спектакле тоже был аншлаг. Причем в малый зал музтеатра родители привели массу малышей «от двух до пяти». Еще до начала действа создавалась праздничная атмосфера: за белым роялем играл музыкант, молодые актеры в изысканных блестящих нарядах и голубых париках зажигали красные фонарики, раскатывали по сцене на самокатах. Проезжая по кругу, юноша обращался к достопочтенной публике с… просьбой выключить мобильные телефоны. Когда в третий раз зрители услышали лукавое «я надеюсь, что вы всё-таки выключили мобильные телефоны?», удержаться от смеха было нельзя (и да, ни один мобильник за время действа не зазвонил! Подобного – увы! – не случилось на других спектаклях «ШАГа»). Нам даже зачитали правила поведения на спектакле, и это тоже было оригинально и остроумно. Настолько, что зрители захлопали в ладоши, услышав правило: «Не стесняйтесь аплодировать!»

А что же сам спектакль, спросите. Отвечу просто: его хочется заиметь в домашнюю фильмотеку и пересматривать постоянно. Это нечто невообразимо прелестное, изящное, оригинальное и забавное, похожее по стилистике на «Алису в стране чудес». Майский день, именины сердца… Причем «сработан» спектакль настолько замечательно, актеры так органичны, что ты забываешь о том, что перед тобой кукольники. Кстати, некоторые зрители об этом не знали и «владение» куклами восприняли как бонус к синтетическому таланту прекрасно держащихся на сцене поющих актеров.

А ведь, казалось бы, мы увидели инсценировку всего лишь... детского стихотворения. Помните, в котором король вместо скользкой овсянки возжаждал вдруг бутерброд с маслицем?.. Но так «вкусно» сыграли саратовцы эту оперу, что в ее финале захотелось... горбушечку с маслом. 

Прост секрет успеха дипломного спектакля выпускников Театрального института Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова: он сделан исключительно профессионально замечательными учениками народной артистки России Татьяны Кондратьевой. Музыкальным же руководителем этого проекта был профессор кафедры мастерства актера, кандидат искусствоведения замдиректора СаТИ Евгений Мякотин. Его, кстати, зрители видели и слышали – именно Мякотин выступил в роли «тапёра» в спектакле саратовцев!

Член жюри «ШАГа» – исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров и Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» Наталья Зыкова вручила саратовцам специальный приз – они примут участие в OFF-программе студенческих спектаклей VI Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» в Москве.

Новосибирск. Героизм

«…Крупномасштабный региональный историко-просветительский проект о роли сибиряков в Великой Отечественной войне… сохранение исторической памяти… популяризация истории… расширение знаний молодежи…» – это из характеристики музыкально-литературной программы «Сибирь героическая» Новосибирской государственной консерватории. Именно она – на высокой ноте! – завершила «ШАГ».

И такой высокой, звенящей, рвущей сердце была эта нота, что многие зрители не скрывали слез. Исчезло надуманное противостояние двух сибирских «столиц», ощутили мы всесибирское братство…Тем более что во время рассказа о погибшей на фронте Алевтине Лебедевой на большом экране мы увидели письмо с адресом: «Барнаул, ул. Короленко». О многих других героях Новосибирска узнали зрители из программы студентов консерватории – о погибшем поэте Борисе Богаткове, о чудом выжившей Гале-сибирячке, Галине Гололобовой, о Чкаловском заводе, строившем для фронта самолеты… С нами говорили погибшие герои: студенты НГК читали со сцены их письма, строки из дневников. Звучали давно известные «песни о главном» и новая – написанная новосибирским композитором на слова Богаткова…

В программе был занят сводный хор в составе 50 человек из НГК им. Глинки и музколледжа им. Мурова. Для «Сибири героической» специально сделали инструментальные переложения 16 песен для народного оркестра, хоровые переложения 10 песен. С марта 2020 года концертно-просветительский тур проходил в районах Новосибирской области.

***

Впервые фестиваль «ШАГ» состоялся в 2012-м. За прошедшие годы в фестивале кроме барнаульцев принимали участие студенты и выпускники театральных вузов многих городов, в числе коих – Москва, Пермь, Новосибирск, Иркутск, Кемерово, Саратов, Омск. Молодые артисты не только выступали на фестивальной сцене, но и совершенствовались в профессии на многочисленных мастер-классах, проводимых членами жюри «ШАГа», знакомились с достопримечательностями Барнаула.

Завершился шестой «ШАГ», а театралы уже мечтают о седьмом. Почему же поклонники Мельпомены не пропускают студенческий фестиваль? Объяснение сему факту простое: для молодых артистов игра на сцене – это исполненная мечта. Они выкладываются на все сто, они, как говорят корифеи, не танцуют «вполноги» и не играют «с холодным носом»… О, если б навеки так было!

Фоторепортаж