Сезон велосипедов открыт: как выбрать и где ездить

09:55, 19 апреля 2019г, Общество 1318


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Ходить пешком полезно. Но разве может ходьба сравниться с покатушками на двухколесном коне! Судя по количеству «наездников», наводнивших с первыми теплыми деньками дороги, тротуары и тропинки, не я одна так думаю. С днем велосипедиста вас, братья и сестры в городах и селах!

Для трудов и покатушек

Спроси любого сельского жителя, что для него велосипед. Иной крестьянин умудряется своего железного помощника тюком сена нагрузить и ехать с этакой поклажей в гору. Если нет ни машины, ни трактора, выручает велик. Он палочка-выручалочка для почтальонов, которые ежедневно преодолевают расстояния в 10 – 15 километров. Впрочем, и среди горожан в последнее время все больше тех, кто предпочитает крутить педали, нежели давиться в час пик в общественном транспорте.

Барнаул с его небольшими расстояниями от пункта А до пункта Б словно создан для велосипедистов. Но… Сезон проходит за сезоном под разговоры о здоровом и активном образе жизни, полку велосипедистов все прибывает, а велодорожек как не было, так и нет. Это значит, что выбор у нас невелик. Либо следовать по правой обочине проезжей части, либо по тротуару. И то, и другое вполне согласуется с пунктом 24 Правил дорожного движения, посвященным как раз нам, велосипедистам.

Можно, но на практике все сложнее. Страшно рулить бок о бок с плотным потоком несущихся автомобилей. Что? Проехать ровненько по узкой полоске вдоль воображаемой грани раздела территорий и не угодить под колеса большой машинки? Для меня это почти цирковой трюк. Тротуары же, особенно в густонаселенных районах высоток, как правило, принадлежат прогуливающимся парочкам, мамам с колясками, шебутным малышам,  бросающимся за убежавшим мячиком под колеса. Есть еще высокие бордюры, заставляющие то и дело спешиваться. Лихачи, непредсказуемо вылетающие на полной скорости там, где их вообще не должно быть. Битые стекла. Лежачие полицейские и кюветы, чью глубину я однажды исследовала на собственном опыте.

Рассмотрев тогда критически мой новый роскошный синяк на ноге, подруга заметила не без ехидства: «Ну, возраст как-никак, с годами многие прежние навыки утрачиваются». Пусть так, но едва оттаял асфальт, супруг подкачал после зимовки колеса, подкрутил, где нужно, наши велики. Это значит, мы отправляемся. Запихну свои страхи поглубже в подсознание, как зимние вещи на антресоль, и вперед.

Даже памятуя об ужасе, пережитом, когда однажды неожиданно для самой себя вдруг оказалась между двумя маршрутками. Водитель первой покрутил у виска, второй снисходительно махнул рукой – проезжай, мол, горе луковое…

Люблю я свой простенький, в три скорости и с элементарной защитой цепи от попадания юбки, но такой красивый городской велик. Как любила в детстве до беспамятства самый зеленый в мире «Школьник». Зачем топать по жаре, если можно просто крутить педали и катить с ветерком? Содранные коленки, мозоли от руля, слетевшая цепь и следом незабываемый кульбит в колючие кусты малины – не в счет. В чьем детстве такого не было?

Советы бывалых

Александр Трутнев, известный тренер, инструктор клуба приключений «Русский Алтай», улыбается: все так и есть. Наш человек! С детства на велике, но всерьез им увлекся в 14 лет, когда стал заниматься в велошколе при центре туризма. И вот уже шесть лет с командами велосипедистов в зависимости от уровня их подготовки отправляется по живописным местам региона или по маршрутам более дальним и длинным – в Казахстан, Грузию, Черногорию. Самая дальняя страна, куда в прошлом году добрался 22-летний барнаулец, – Греция.

Возможно,  его профессиональные советы уже этим летом пригодятся новичкам, отважившимся провести отпуск на велосипеде.

Прежде чем выбирать двухколесную машину, определитесь, для чего она вам нужна. Круизный велосипед, для дальних загородных поездок, городской, чтобы во время вечерних прогулок не спеша нарезать круги в ближайшем сквере, или трековый, спортивный. У Александра, например, их несколько, на разные случаи жизни. Зимой не обойтись без модели на широких колесах, а в горы, которые покоряют бывалые, можно отправляться только на маунтинбайках. Но как разобраться в изобилии, предлагаемом сейчас магазинами? Почему один стоит десять тысяч, а другой – сорок? И как найти тонкую грань между разумной экономией и риском? Ведь нет никакой гарантии, что не рассыпется на запчасти после первых же покатушек ваш новый дешевый велик или, что гораздо хуже, позвоночник от жесткой езды.

– Хорошо, что велосипеды стали доступны людям. Новичку, чтобы попробовать свои силы, достаточно самого недорогого. Но если человек решил кататься серьезно, это уже не вариант. Ценовой ориентир для начинающих – от тридцати тысяч. За такую сумму можно купить хорошую, надежную рабочую машину не на один год, на которой можно и в поход отправиться, и на любительские соревнования. Выбирая, придерживайтесь проверенных брендов, в том числе российских. Параметров на самом деле очень много. Так, производитель может делать акцент на правильной геометрии рамы либо продвигать как фишку качество навесного оборудования. Все надо смотреть, пробовать и, конечно, консультироваться со специалистами, не стесняться задавать вопросы в магазине, – советует профессионал.

Изучи пункт 24!

Вторая рекомендация собеседника связана с экипировкой. Защита опытного ездока стоит достаточно дорого, поэтому на первых порах можно обойтись шлемом и перчатками, чтобы не натирать мозоли на ладонях. Это малобюджетное приобретение, в пределах тысячи рублей.

Третий пункт – в чем ездить. Особенно он касается дам. У мужчин все просто. Футболка, трико и кроссовки – что удобно, то и функционально. Девушкам и женщинам стоит помнить, что шляпка, шлепки и длинная развевающаяся на ветру юбка – это красиво, конечно, но подходит разве что для неспешных прогулок на городском велосипеде с низкой рамой и романтичной корзиночкой. Если же цель – основательная прокачка на длинных дистанциях, стоит выбирать удобство и безопасность.

Четвертое – где ездить. Есть, конечно, люди, спокойно лавирующие даже в самом высоком автомобильном трафике, умеющие думать на дороге не только за себя, но и за психованного парня за рулем многажды битой «Тойоты». Но таких асов – по пальцам пересчитать, и вряд ли вы относитесь к их числу. А потому вам остаются полевые дороги или загородный лесок, где и дышится легче, и безопаснее. Плюс тротуар в случаях, о которых рассказала инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Барнаула Анна Шестопал. Когда, например, нет велосипедной и велопешеходной дорожек, выделенной полосы либо возможности двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; взрослый сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или специальном прицепе. Если при этом на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон велосипедист создает помехи для иных лиц, он должен спешиться.

Говоря о поведении любителей езды на двухколесных машинах в городской среде, Анна напоминает: прежде чем отправиться в поездку одному или с ребенком, нужно хорошенько изучить главу 24 ПДД РФ «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Так, п. 24.3. ПДД РФ гласит, что дети в возрасте от 7 до 14 лет могут кататься только в пределах пешеходных зон, по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам. Пункт 24.4 уточняет: ребенок младше семи должен ездить в обозначенных местах только на стороне для движения пешеходов.

Кто изобретатель?

До наших дней дошло несколько неподтвержденных фактов из истории велосипеда. Так, первые средневековые чертежи двухколёсного аппарата с рулём и цепной передачей для передвижения приписывают Леонардо да Винчи и его ученику Джакомо Капротти. Самокат 1791 года – изобретение Джина Хенри Сиврака. Есть и российская легенда, по которой в 1800 году велосипед сконструировал крепостной умелец Ефим Артамонов, приписанный к Тагильскому заводскому посёлку. Владелец завода Акинфий Демидов, пожелав удивить Александра I «диковинным самокатом», отправил Артамонова в первый российский велотур от Урала до Москвы. Вот что говорит «Исторический очерк уральских горных заводов», изданный в Санкт-Петербурге: «Во время коронования императора Павла мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством». Увы, не уральский крепостной, а барон Карл фон Дрез из Карлсруэ запатентовал первый двухколёсный велосипед с деревянной рамой. Англичане и французы назвали это устройство дрезиной. Но настоящий золотой век великов настал в конце XIX века с изобретением шотландцем Джоном Данлопом надувных шин из каучука. Сегодня за год в мире выпускается более 100 миллионов велосипедов, это в два раза больше объема мирового выпуска автомобилей. На двухколесных машинах передвигается около двух миллиардов жителей планеты Земля.

Фоторепортаж
Блоги