Почему в Алтайском крае выросла стоимость юридических услуг

09:31, 21 сентября 2021г, Происшествия 570


С конца июля в региональное управление Роспотребнадзора и к уполномоченному по правам человека в крае стали поступать жалобы по поводу некачественных и явно завышенных по стоимости юридических услуг. «АП» разбиралась в проблеме.

Вот так поддержали!

Барнаулец Юрий Ежов попал в трудную жизненную ситуацию. А после контакта с юридической фирмой, сотрудники которой сами его нашли по сотовому телефону, все только ухудшилось.

В мае этого года мужчина возвращался домой и возле подъезда поссорился с соседом. Тот его ударил в ухо. Травма оказалась серьезной.

– Я потерял полноценный слух, обращался к врачам. Меня записали в очередь на талон к сурдологу по квоте, – рассказывает Юрий Ежов. – Но так я его и не дождался. Заявление в полицию подал, но через два дня забрал. Участковый объяснил, что накажут соседа только штрафом от 5 тысяч до 30 тысяч рублей. И отношения с ним могут стать еще хуже, а он такой агрессивный, чего угодно от него можно ждать…

А буквально на следующий день мужчине позвонили из некой юридической фирмы, стали предлагать бесплатную консультацию якобы в рамках социальной поддержки населения. Юрий поверил, что ему там помогут.

– Когда я приехал в юридическую компанию, рассказал о своей ситуации, мне буквально вкрутили свои услуги, – говорит Юрий. – Сотрудник рассказал, будто бы представлял в суде человека, у которого случилось примерно то же самое, что и у меня. И удалось высудить 500 тысяч в счет возмещения морального вреда…

В общем, собеседник был так убедителен, что клиент в этот же день взял кредит – 53 тысячи рублей и заплатил за «обращение в полицию, составление досудебного соглашения, оказание медицинской помощи». Это все ему пообещала юридическая фирма согласно заключенному договору.

Но по сей день Юрию никак не помогли. Составили только какое-то письмо в полицию, ответа на которое он так и не получил. Зато ежемесячные платежи – 5 тысяч рублей – вносит теперь исправно. Притом что пенсия по инвалидности, которую получает мужчина, составляет около 8 тысяч рублей. Теперь он вынужден занимать деньги у друзей и знакомых, чтобы попросту не умереть с голоду…

Ежов звонил несколько раз несостоявшимся «благодетелям», но в ответ слышал только, что там все крайне заняты, а ему перезвонят через 10 минут. Но, видимо, об этом тут же забывали.

По мнению Юрия Ежова, сотрудники компании изначально не собирались как-либо ему помогать, а хотели лишь выманить деньги. Воспользовались его доверчивостью, юридической непросвещенностью. Эти подозрения еще больше укрепились, когда мужчина прочел в Интернете статью о недобросовестных юристах… После этого и написал жалобу уполномоченному по правам человека в крае. Просил восстановить справедливость, расторгнуть договор, а юристов-обманщиков привлечь к ответственности.

«Ну мы же работали…»

Для другого барнаульца – пенсионера Владимира Викторова обращение к юристам также обернулось потерей денег и негативными эмоциями.

– Недавно я надумал обратиться к услугам юристов по Интернету, хотел добиться от Пенсионного фонда перерасчета пенсии, – рассказывает он. – На одном из сайтов общался с представителем компании. Выслушав, тот перевел меня на своего коллегу. Он назначил время для встречи. И я приехал в офис на улице Анатолия. Сотрудник в ходе беседы попросил подписать заявление на оказание услуг. Акт был без числа, там стояла лишь моя подпись. За услуги я сразу заплатил 15 750 рублей.

Через несколько дней пенсионер, поразмыслив, решил отказаться от услуг, вернуть деньги. Но не тут-то было. Юристу, которому Викторов озвучил свое намерение, это явно не понравилось, он попытался отговорить клиента. Но Владимир стоял на своем. Тогда сотрудник фирмы принес ему два заявления – об отказе от услуг, о расторжении договора без даты.

Мужчина заполнил их. Но оба экземпляра юрист забрал себе. А когда клиент приехал на другой день, ему отдали только подписанный им же акт об оказанных якобы уже услугах… А через некоторое время получил по почте письмо на целых четырех страницах, где утверждалось, что услуги пенсионеру оказаны в полном объеме и деньги ему никто не вернет. В выходных данных фирмы значилось, что юридический адрес фирмы в Тюмени.

В письме приводились такие аргументы. Предметом услуг, мол, была подготовка заявления в ОПФР района, заявления в УПФР края, проекта заявления в суд. Кроме того, работа по оказанию услуг заказчику, ознакомление с документами, представленными клиентом, выработка правовой позиции по делу, проведение анализа судебной перспективы дела, непосредственно подготовка искового заявления, письменных заявлений в компетентные органы и прочих документов. Ну и работа с дополнительной информацией и документами, представленными заказчиком после заключения договора об оказании услуг.

Все это, как утверждалось в послании, очень трудоемкое занятие.

Специалисты подготовили все необходимые документы с грамотным, четким обоснованием позиции заказчика, также сообщалось в послании. И они были представлены, о чем свидетельствует акт об ознакомлении с ними. Претензии не предъявлялись, выполненная надлежащим образом работа специалистов полностью удовлетворяла требованиям клиента.

«Однако после того как обязательства со стороны ООО были исполнены компанией надлежаще, вы, опираясь на субъективную оценку, посчитали, что услуги со стороны оказаны не были и вам не нужны», – упрекнули Викторова авторы.

Пенсионера также очень аргументированно убеждали, что сотрудники фирмы ни капельки не погрешили против Закона РФ «О защите прав потребителей»… Но в итоге ему предложили обратиться в суд, если он все-таки желает забрать свои деньги даже после таких серьезных доводов.

Сам же Владимир Викторов, увы, не считает, что и вправду получил какую-то услугу. Какие-то наспех состряпанные документы юрист пытался вручить ему уже после того, как он написал заявление о расторжении договора…Только теперь вышло так, будто такого обращения как раз и вовсе не было.

Сумма, которую мужчина заплатил за липовую помощь, – это как раз его ежемесячная пенсия. Но, по его словам, обидно даже не это, а то, что чувствует себя так, будто его развели как глупца. И тоже намерен вывести юристов-аферистов на чистую воду.

Будьте осторожны

Конечно, от недобросовестных юристов пострадали не только эти два человека. Есть обращения в прокуратуру, в Роспотребнадзор. Это уже десятки обманутых… В Интернете есть информация о подобных же случаях из других регионов. Некоторых людей псевдоюристы умудрились обобрать на миллионы. Есть во Всемирной сети и объяснения: мол, некий пробел в законодательстве не позволяет сколько-нибудь серьезно контролировать такие вот фирмы. И зачастую человек при выборе юриста должен уповать лишь на себя. И все же возможно ли остановить нарастающую, судя по всему, тенденцию в нашем регионе?

В тему

Комментарий уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Бориса Ларина:

– Конституцией нашей страны каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Но бесплатно воспользоваться услугами юриста имеют право только те, кому такая возможность предоставлена законом.

Завлекаемые возможностью получения бесплатной консультации «профессионального» юриста, люди зачастую клюют на удочку недобросовестных «юридических» фирм. Там клиентам обещают за вознаграждение решить любые вопросы, а на деле просто навязывают бессмысленные и дорогостоящие услуги. Жертвами таких псевдоюристов чаще всего становятся люди, впервые оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, пенсионеры, инвалиды.

К сожалению, подобные обращения мы получаем все чаще и чаще. Только в этом году к нам и в Роспотребнадзор их поступило уже несколько десятков. Дошло до того, что за деньги начали штамповать жалобы и к уполномоченному по правам человека в Алтайском крае. При этом подготовленные псевдоюристами документы говорят не просто об их низкой квалификации, а скорее о неприкрытом желании нажиться на бедах людей. По отдельным фактам оказания таких услуг мы направляем запросы в правоохранительные органы.

А для подачи обращений в государственные органы на деле не нужно прибегать к помощи каких-либо юридических фирм. Достаточно в свободной форме описать проблему, указать свои контакты и по возможности приложить к обращению копии документов, проясняющих ситуацию. Каждое обращение вне зависимости от того, как оно было подано, будет рассмотрено соответствующим органом. Если вы все же решили вначале проконсультироваться у юриста, обязательно перед подписанием любых документов внимательно знакомьтесь с их содержанием, не соглашайтесь на сомнительные услуги. Столкнувшись с подобным мошенничеством, обязательно обращайтесь в правоохранительные органы, Роспотребнадзор или к уполномоченному по правам человека.

Новости