Цветут «Огоньки» на Алтае

11:03, 29 сентября 2017г, Культура 3995


Сегодня, 29 сентября, ансамбль русского танца «Огоньки» отметит полувековой юбилей концертом на сцене краевого театра драмы.

Коллектив, который уже пять лет носит имя своего основателя и первого художественного руководителя Гарри Полевого, представит не только любимые публикой современные номера, но и четыре танца из золотого фонда ансамбля, восстановленные благодаря поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Алтайского края. Зрители увидят постановки Гарри Полевого «Зимним вечером» и хореографическую сюиту «Цветут огоньки на Алтае», «Славгородскую польку» еще одного выдающегося мастера Григория Гальперина и казачий танец (постановщик – Александр Зуев).

Стремительный взлёт

В то, что вечно молодым «Огонькам» исполнилось 50 лет, даже верится с трудом. Уже самые первые годы их существования были отмечены громкими успехами. В филармонии любят вспоминать, что взлет коллектива был поистине стремительным: едва только созданный ансамбль выступил с серьезной программой в Москве на сценах Государственного театра эстрады и Кремлевского Дворца съездов!

«Огоньки» были первым профессиональным художественным коллективом, представлявшим искусство Алтая в стране и за рубежом. За их плечами – участие в международных фестивалях, победы в престижных хореографических конкурсах, выступления в Болгарии, Румынии, Венгрии, ФРГ, Италии, Польше, Испании, Китае, на Мальте. Не говоря уже о том, что в России ансамбль, попавший в обойму Росконцерта, выступал от Камчатки до Калининграда… Словом, в том, что «Огоньки» участвовали в культурных программах двух Олимпиад – московской 1980 года и сочинской 2014-го, нет ничего удивительного.

Пережив вместе со страной трудные времена, в 2010 годы ансамбль благодаря поддержке администрации края и лично губернатора стал вновь выезжать на международные фестивали – и опять возвращался с наградами. В свой юбилейный год «Огоньки» представляли Россию на 34-м Международном фольклорном фестивале Folkmoot (Северная Каролина, США), где участвовали коллективы со всего мира.

– Когда решался вопрос, кому ехать от России, наш куратор в Министерстве культуры сказала: «А какой еще коллектив народного танца может похвастаться тем, что поставил балеты по Стравинскому и Щедрину?» Кажется, это был решающий довод, потому что больше таких коллективов в стране не нашлось, – улыбается директор филармонии Елена Надточий.

– Нам в Европе говорили: «Спасибо, что вы сохранили свое направление, свой стиль и характер, – говорит заслуженный артист РФ Сергей Герасимов (он в «Огоньках» с 1977 года).

«Мы степь обнимаем»

На вопрос, что же это за стиль, наши собеседники в филармонии отвечают: «Огоньки» очень характерные, а их выступления всегда актерские работы».

– У нас действительно актерский подход, – подтверждает солист Александр Штребель. – Я просто помню, как сравнивал разные коллективы, и заметил, что у «Огоньков» есть некая внутренняя свобода. Даже если не вдаваться в профессиональный анализ, происходящее было волшебно: драматургия танца, взаимоотношения артистов на сцене. Когда мы были студентами, нас заставляли улыбаться и спинку держать, а здесь люди просто жили на сцене, и мне захотелось этому научиться. Но и в хореографии, конечно, тоже есть свои нюансы: она очень насыщенная, новичкам не всегда легко с ней справляться. Сложные трюки, дроби, и я даже не знаю, кто у нас дробит лучше «Огоньков». А еще определенная постановка корпуса и рук.

– Если в ансамбле Игоря Моисеева так называемые заниженные руки, то у нас они всегда завышенные, – подхватывает главный балетмейстер Ирина Менялина. – Мы же с Алтая, мы степь обнимаем! Хореографические школы везде разные: хоть чуть-чуть, но отличаются. Поэтому мы держимся традиций, заложенных Полевым, и не похожи ни на ансамбль Моисеева, ни на коллектив имени Годенко.

– В 90-е годы сохранить эту уникальность было невероятно сложно, – замечает Елена Надточий. – И если бы не Ирина Менялина, Сергей Герасимов и еще несколько человек… знаете, известно много коллективов, которые ушли в какую-то псевдонародную стилизацию. А наши держат этот нерв, дышат народным искусством, для них это уже фактически образ жизни.

Драматическая сущность танца

Вышеупомянутые балеты на музыку Стравинского и Щедрина стали новой вехой для коллектива, в репертуаре которого театрализованные постановки для детей и взрослых всегда занимали особое место. В том, что они сложились, решающую роль сыграл тот самый «актерский подход». Балетмейстер из Санкт-Петербурга Надежда Калинина, постановщик балетов «Конек-Горбунок» и «Петрушка», сначала знакомилась с «Огоньками» по видеозаписи. И, посмотрев два танца, резюмировала: «С ними можно работать, они театральные».

Но на достигнутом коллектив останавливаться не хочет. И планирует добавить к одноактному балету «Петрушка» еще и «Жар-птицу» все того же Стравинского, чтобы получился хореографический спектакль в двух действиях (договоренность с петербургским балетмейстером уже есть, как и надежда на то, что Минкульт и краевое правительство вновь поддержат проект филармонии). И это снова должна быть абсолютно оригинальная авторская работа.

– Если «Конек-Горбунок» был для всех нас огромным стрессом, то балет «Петрушка» уже подарил нам множество открытий, совершенно искренних, – говорит директор филармонии. – Александр Штребель создал трагический образ Петрушки. Еще у нас был потрясающий Валентин Бузин в роли Арапа. Сказывается эта драматическая сущность «Огоньков»… А посмотрите на Сергея Герасимова – сколько он в свое время, будучи солистом, создал разноплановых образов! Я бы никогда не сказала, что он не драматический артист. Выходит на сцену какой-нибудь Гриб Боровичок, или Гном, – и дети верят! А их ведь не обмануть. И получается маленькая жизнь в этом танце.

– Да что гриб! Выходит избушка на курьих ножках – «домик», который только и может ногами шевелить, но я как-то сразу понимаю: это Герасимов. Высший пилотаж актерского мастерства, – добавляет замдиректора филармонии по творческой работе Ольга Турчина.

Хореографические традиции

В филармонии говорят, что тема «Огоньков» одновременно и безразмерная, и очень локальная: это буквально история культуры нашего края.

В ансамбле, созданном в 1967 году по инициативе первого секретаря крайкома КПСС Александра Георгиева (считается, что он лично утверждал название «Огоньки»), сначала не было вообще ни одного барнаульца. Омич Гарри Полевой привез с собой несколько человек из Омска, а вообще артисты были собраны со всего Советского Союза. Ирина Менялина, например, впервые увидела коллектив в самом начале 70-х на гастролях в Хабаровске (она тогда танцевала в Ансамбле песни и пляски Дальневосточного военного округа). Была совершенно очарована, попала на просмотр – и переехала в Барнаул. В то время, вспоминает она, в «Огоньках» было еще несколько человек с Дальнего Востока.

В каком-то смысле ансамбль стал школой для множества людей, впоследствии развивавших хореографическое искусство в регионе. Ведь когда-то в нем танцевали руководительница «Хорошек» Тамара Кокорина и профессор Института культуры Николай Сингач, из «Огоньков» же вышли создатели Молодежного ансамбля песни и танца «Алтай» Александр и Елена Березиковы – всех, кто так или иначе был связан с коллективом, просто не перечесть.

Гарри Полевой сумел заложить прочную профессиональную базу для развития молодого хореографического коллектива, объединив лучшие творческие силы и дав начало замечательным традициям русского танца на Алтае, говорят в филармонии.

«Тебе, мой край»

Основатель «Огоньков» Гарри Полевой родился в 1937 году в Омске. В 1957 году стал артистом балета в Государственном академическом Омском русском народном хоре. Выступая в качестве артиста балета в самых престижных ансамблях страны (Государственном Красноярском ансамбле танца Сибири, Северном русском народном хоре, Воронежском русском народном хоре, Волжском русском народном хоре), поставил ряд танцевальных полотен.

В 1967 году он был приглашен в Государственную филармонию Алтайского края для создания эстрадного ансамбля танца и песни (впоследствии ансамбля русского танца «Огоньки»). Он стал художественным руководителем и главным балетмейстером нового коллектива и возглавлял его до середины 80-х годов. За это время создал множество концертных программ, в том числе «Тебе, мой край, Любовь и Песня…», «Сказание о земле Алтайской», «На просторах Алтая», поставил более 300 танцев, некоторые из которых до сих пор остаются в репертуаре «Огоньков».

Фото Евгения НАЛИМОВА и из архива ансамбля

Новости