Уникальный фотоальбом «Шукшин. 1974» презентовали в Алтайском крае

17:45, 31 июля 2019г, Культура 2236


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В канун 90-летия Василия Шукшина в ГМИЛИКА представили новое издание – фотоальбом «Шукшин. 1974». Он подготовлен на основе коллекции негативов, переданных в 2018 году сростинскому мемориальному музею-заповеднику В.М. Шукшина Анатолием Ковтуном. Он был единственным профессиональным фоторепортером, которому удалось снять большой очерк о классике отечественного кинематографа, запечатлев его в работе и семейной обстановке. Дизайнером альбома стал Алексей Шелепов. Автор снимков лично представил свое новое издание в рамках «Шукшинских дней».

Создать образ

В тот же день в ГМИЛИКА открылась выставка «Эпоха Шукшина», на которой также представлены фотографии из этого очерка. Разрозненные кадры из него наверняка видели все, кто интересовался жизнью писателя, артиста и режиссера, но здесь они собраны в одной экспозиции. В музее напоминают, что для Шукшина последний год его жизни обещал стать поистине переломным и многообещающим: он готовился работать над картиной о Степане Разине, о которой так долго мечтал, а еще снимался у Сергея Бондарчука в фильме «Они сражались за Родину».

– Сорок пять лет назад у Василия Макаровича случился такой эпизод, единственный в его жизни, когда о нем сделали профессиональный фотоочерк по заданию ТАСС, – напомнила директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина Лидия Чуднова. – И его автором был назначен молодой Анатолий Ковтун. Благодаря своему врожденному такту и интеллигентности он сумел создать удивительный образ, наполненный психологической глубиной и силой.

Сам Анатолий Ковтун, в ту пору абсолютно влюбленный в Шукшина и его творчество, признался, что до сих пор не понимает, почему он дал добро на съемку, ведь за несколько дней до этого отказал представителям американских и европейских СМИ, в целом не жаловал прессу и славился ершистым характером. Оказавшись перед дверью квартиры с номером 5, фотограф волновался, но когда Шукшин ему открыл, первым, что он увидел, оказались домашние тапочки: «Наш взгляд всегда падает сначала на светлое, оно привлекает внимание. А у него тапочки с белой опушкой. И они меня растопили – передо мной был такой домашний человек».

Многоплановый рассказ

– Очерк – это многоплановый рассказ, образ человека: кто он, что его окружает в семье и на работе, – объяснил Анатолий Иванович. – Поэтому у меня был целый список сюжетов, которые обязательно должны быть. Но Шукшин сразу сказал: «Вы это забудьте. Снимайте как получится». В общем, мы начали работать и я настолько обрадовался, что он вошел в мою игру. Предлагал ему разные варианты, и он с удовольствием помогал.

Репортер рассказал, как однажды пошел искать своего героя на трибунах боксерского поединка – и умудрился найти и сфотографировать в темноте среди тысяч зрителей. Как вопреки запрету редактора ТАСС он рванул на съемки «Они сражались за Родину» под Волгоград, где стал свидетелем особого отношения к артисту со стороны коллег:

– Я понял, что Шукшин – явление настольно мощное и магнетическое, что избалованные и немножко циничные, многое повидавшие работники кино пытаются каким-то образом прикоснуться к нему, подойти ближе. Только поднимаю камеру, а они стараются хоть на десятом плане, но войти в один кадр с ним! Я видел, как Бондарчук общается с Шукшиным, они часто обсуждали роль Петра Лопахина или очередной эпизод фильма. И Бондарчук говорил: «Вась, вот как ты считаешь?..» – ему важно было, что думает Шукшин.

Рассказал он и о том, как по счастливой случайности, буквально последним кадром удалось сделать знаменитый портрет – и пленка закончилась. «Все, что связано с Шукшиным, было на грани. Наверное, в жизни так получается, что хорошее не дается легко», – считает Ковтун.

Получившийся очерк был хорошо принят специалистами, но так и не был нигде опубликован – его автор уверен, что власти попросту боялись Шукшина. Лишь спустя 30 лет, в 2004 году, он выпустил первый альбом. Нынешнее издание можно найти в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова, ГМИЛИКА и Всероссийском мемориальном музее-заповеднике в Сростках.

Справка
Анатолий Ковтун – фотограф, телеоператор, участник и призер международных и национальных конкурсов, член Союза фотохудожников России. Творческая биография подарила ему встречи с Юрием Гагариным, Галиной Улановой, Галиной Вишневской, Вячеславом Клыковым, Валентином Распутиным и многими другими.

Фоторепортаж
Блоги