В Барнауле открылась выставка «Альфред Фризен. Ретроспектива»

12:00, 10 октября 2020г, Культура 2366


В Барнауле открылась выставка «Альфред Фризен. Ретроспектива» Фото №1
В Барнауле открылась выставка «Альфред Фризен. Ретроспектива» Фото №2
В Барнауле открылась выставка «Альфред Фризен. Ретроспектива» Миниатюра №3
В Барнауле открылась выставка «Альфред Фризен. Ретроспектива» Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Экспозиция, которую ждали еще год назад, к 90-летию известного алтайского живописца (до которого он не дожил несколько дней), по ряду причин открылась только теперь – и подарила поклонникам художника новую встречу с его удивительным искусством.

Сосчитать, сколько сейчас работ в Выставочном зале музея «Город», затруднился даже внук художника Михаил Степкин, собиравший эту огромную экспозицию вместе с художником Евгением Скурихиным:

– Если не учитывать этюды, то около 200 произведений, а если вместе, то, наверное, все 300. Художник умер, соответственно, мастерской больше нет, все его работы стоят дома. Пришлось сначала привезти их сюда, отобрать лучшие, остальное везти обратно…

Все возможные течения

Нужно понимать, что эти триста пейзажей, портретов, натюрмортов, абстрактных композиций и коллажей, этюдных работ, рисунков и арт-объектов лишь часть наследия Альфреда Фризена, которое можно было бы сегодня представить публике. Вопрос был, как представить, ведь в его творчестве две большие и очень разные эпохи. Примерно до середины 90-х художник был реалистом и мастером городского пейзажа, а после увлекся авангардом, примерив на себя, кажется, все возможные течения, включая кубизм и абстракционизм, и в каждом был искренен и органичен.

И авторы экспозиции решили кое-где развесить ранние и поздние работы встык: скажем, сдержанный темный пейзаж 1991 года «Дом. Симферополь» соседствует с ярким, как витраж, «Натюрмортом с яблоками» 2008-го. Что до этюдов, обладающих вполне самостоятельной ценностью, то часть из них была оформлена еще самим художником, а часть безо всякого оформления наклеена на фанеру в виде невероятной мозаики.

Повышенно нарядной и очень теплой назвал эту выставку председатель краевого отделения Союза художников России Дмитрий Петренко – бывший сосед Альфреда Фризена по мастерской:

– Без Альфреда Петровича невозможно представить себе наш Союз художников, и в то же время он стоит особняком в алтайском искусстве. Выставка должна была состояться год назад. Он о ней мечтал, я помню его ожидания, и то, как она раз за разом откладывалась, – это было тяжело. Но спасибо родственникам – внуку Мише, его дочери, супруге, которые представили эту выставку нам. И просьба – беречь работы насколько это возможно, чтобы подобные встречи с творчеством Альфреда Петровича у нас были еще не раз.

«Не устал от жизни»

Многие сожалели о той запланированной и несостоявшейся юбилейной выставке – прошлой осенью музейный зал неожиданно закрыли на ремонт. И художника, тогда уже тяжело болевшего, это надломило. И все же гости вернисажа вспоминали Альфреда Фризена как исключительно жизнерадостного, любознательного и увлеченного человека с неожиданным чувством юмора – его характер совершенно не сочетался с тяжелым детством в Рубцовске в годы войны или долгой непростой дорогой к искусству.

– Альфред Петрович был необычаен своим жизнелюбием, несмотря на прожитые тяжелые годы, серьезные страдания в молодости во время войны и после нее, связанные с судьбой российских немцев. Он остался оптимистом, человеком абсолютной стойкости, все встречал с улыбкой, – вспоминал Георгий Классен, зампредседателя Международного союза немецкой культуры.

А редактор журнала «Культура Алтайского края» Лариса Вигандт заметила, что о характере художника можно безошибочно судить по нынешней выставке: «Он был очень жизнерадостен и не устал от жизни. В наш последний разговор он лежал уже совершенно больной, но сказал: «Как хотелось бы дожить до 100 лет, эта последняя десятка века дала бы, возможно, новые работы». Я всегда училась у него этой неустанности жить и жажде знаний».

Изучить, осознать, оценить

О том, как важно продолжать изучать творчество художника, говорил научный сотрудник краевого Художественного музея Александр Рыжов – автор альбома «Альфред Фризен. Диалог с авангардом». Он также выразил надежду на пополнение коллекции работ Фризена в ГХМАК, которая сейчас насчитывает около полусотни произведений.

А радиожурналист Сергей Зубчук убежден, что «явление Альфреда Фризена в алтайском искусстве еще не совсем осознано и оценено, хотя он был членом Союза художников, а его работы находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом».

Если хотя бы часть этих пожеланий сбудется, то о художнике наверняка еще напишут монографию или книгу, а еще его произведения, возможно, украсят интерьеры какого-нибудь общественного здания в Барнауле – такую идею высказал архитектор Александр Деринг. А пока до 7 ноября эти работы можно увидеть в зале по адресу: пр. Ленина, 111.

Фоторепортаж