В Барнауле открылась выставка современного лубка и гобеленов

18:10, 17 декабря 2021г, Культура 2242


В Барнауле открылась выставка современного лубка и гобеленов Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Выставка «Ясно солнце, светлый месяц» в Барнауле представляет современный рисованный лубок и гобелены московской художницы Марины Русановой.

Экспозиция в Доме народов Алтайского края состоялась благодаря поддержке Федерального агентства по делам национальностей и краевого правительства. Специалист по выставочной деятельности Дома народов Алтайского края Наталья Белякова говорит, что вела переговоры об организации этой экспозиции в течение года: найти окно в плотном выставочном графике художницы было непросто. Но то, что ее работы можно увидеть здесь именно в канун Нового года и Рождества, определенно удача: в предпраздничные дни эта нарядная оптимистичная графика и произведения декоративно-прикладного искусства особенно уместны.

Изображение и слово

Марина Русанова родилась в Москве в 1952 году. Творчеством увлекалась с детства, окончила художественную школу, а затем текстильное училище № 111, где обучалась гобеленовому ткачеству в экспериментальной группе, созданной Художественным фондом РСФСР. Работала художником-исполнителем гобеленов на московских комбинатах, а с начала 1980-х выставлялась со своими авторскими работами. Но в середине 1990-х в период новых творческих поисков она пришла к стилистике рисованного лубка. С 1997 года Марина Игоревна работала над большим циклом «Русские пословицы», посвятив ему 10 лет и создав более сотни листов, в которых слово не менее ценно, чем изображение.

Вообще-то, лубок (лубочная картинка, или простовик) изначально был видом народного творчества и выполнялся в разных техниках печатной графики для широкого тиражирования, а затем оттиски раскрашивались от руки. Для него характерны простота художественных средств и пояснительные надписи. Как говорит главный научный сотрудник Художественного музея Алтайского края Оксана Сидорова, специализирующаяся на графике, «в те времена, когда не было ни телевизора, ни Интернета, ни мобильного телефона, лубок был всем этим, а еще азбукой». В России он имел хождение примерно с XVI века. Спустя два столетия посредством лубочной графики иллюстрировали рыцарские романы.

– Лубочная картинка столь дорога сердцу русского человека, что была буквально последним, с чем он расставался, – вспомним Некрасова! – говорит Оксана Сидорова. – Но в ХХ веке к лубочной графике впервые обратились профессиональные авторы, этой эстетикой вдохновлялись художники русского авангарда. И то, что мы видим на этой выставке, не просто вызывает добрые эмоции, но и является настоящим искусством, близким нам ментально и имеющим авторское воплощение.

Родное, сказочное

Художница обращается к традиционным для лубка образам – птицам, львам, антропоморфным котам, но вплетает и приметы вроде знаков зодиака, о которых наши предки не слышали. Оксана Сидорова замечает, что Марина Игоревна работает в стилистике фантазийной лубочной детской иллюстрации, пластически близкой творчеству Татьяны Мавриной или Юрия Васнецова, знакомых советским детям благодаря сказкам.

– В свое время я пыталась подсчитать, сколько авторов сегодня работает в этой столь близкой нам стилистике. Оказалось, что в Музее народной графики зафиксировано немногим более 100 человек. С некоторыми из них я общалась и знаю, что эти художники обращались к искусству лубка на недолгий период, а затем возвращались к живописи или декоративному творчеству. Но Марина Игоревна Русанова посвятила ему длительный период, осмысливая русские пословицы и поговорки на современный лад.

Приглашенные на вернисаж сотрудники Художественного музея выразили надежду, что какие-то работы с выставки могут оказаться в их фондах, где сейчас хранится ровно 100 листов, относящихся к современному лубку.

Кстати, к гобеленовому ручному ткачеству Марина Русанова вновь вернулась уже в 2008 году и в этих новых работах очевидны сюжетная и стилистическая переклички с ее графикой. Она участвовала во многих выставках современного гобелена, а ее работы не раз были отмечены дипломами.

– Мне нравится, как ее лубочные сюжеты органично смотрятся на жестяных коробочках и шкатулках, на авторских гобеленах, – говорит кандидат искусствоведения Наталья Царёва. – А ткачество поражает своим мастерством и виртуозностью. Но прежде всего привлекают внимание именно сюжеты, которые хочется рассматривать и погружаться в наше родное, русское, в сказку.

Фоторепортаж