В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского»

18:20, 14 мая 2023г, Культура 797


В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского» Фото №1
В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского» Фото №2
В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского» Фото №3
В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского» Миниатюра №4
В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского» Миниатюра №4
В барнаульском театре показали комедию «Дело Кречинского» Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

Краевой театр драмы в прошлые выходные представил на основной сцене комедию «Дело Кречинского».

Спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» поставил режиссер Дмитрий Огородников, уже знакомый барнаульской публике по драме «Дни нашей жизни» на экспериментальной сцене и детской «Алисе в Зазеркалье». Он серьезно поработал над написанным в 1854 году материалом и постарался приблизить реалии полуторавековой давности к нашему времени. Наверное, ту же цель преследовала и постоянный соавтор режиссера – художник-постановщик Ульяна Глумова: работая над сценографией и костюмами, она отталкивалась от эстетики фильмов золотого века Голливуда и образ спектакля решила на выразительном контрасте черного и белоснежного, который разбавляет лишь глубокий зеленый цвет.

Провинциалы в Москве

История проигравшегося в карты дворянина Михаила Кречинского, который втерся в доверие к зажиточному провинциальному семейству Муромских и надеется жениться на наивной юной Лидочке, чтобы поправить свои дела за счет ее приданого, разыгрывается на почти пустой сцене. Слева – зеленые стулья, справа – черный туалетный столик, в глубине – большие белые ажурные двери, единственный намек на солидный московский особняк Муромских.

Их образы тоже претерпели изменения: скажем, Лидочка (актриса Кристина Василенко) здесь не скованная провинциалка, она уже вкусила столичной свободы и возвращается домой под утро навеселе в накинутом на плечи пиджаке своего неудачливого поклонника, тоже провинциала Владимира Нелькина (Артём Казаков). Ей хочется блистать в свете, и этот Нелькин со своими разговорами о жизни в деревне ее, конечно, бесконечно раздражает (кстати, он тут тоже не столько неловкий увалень, сколько серьезный экофермер).

Главу семейства Муромских, сочетающего деловую хватку и совершенное простодушие, Эдуард Тимошенко играет в трогательных накладных седых бровях и усах и сеточке на голове и явно имеет в виду комических папаш из кино, которых так легко обвести вокруг пальца. У тетки его дочери, Анны Антоновны Атуевой (Лена Кегелева), прическа как у героинь американских фильмов-нуар, а молоденький швейцар Тишка (Михаил Меньших) питает к ней недвусмысленную и, возможно, небезответную страсть. Опытному светскому человеку Кречинскому (Александр Рогозин) нетрудно произвести сильное впечатление на эту публику, особенно на дам. Влюбленная девушка подговаривает тетку замолвить словцо перед суровым отцом, и вот уже свадьба должна состояться через несколько дней. Но где Кречинскому раздобыть средства на праздник да еще и рассчитаться с теми, кому он крупно проиграл в карты? И главное, как избежать позора? Ради этого он готов пасть очень низко.

Образы русского мифа

Кинематограф – важный ключ к пониманию происходящего на сцене: здесь есть и экран с титрами, и флешбэки. Влюбленная Лидочка с Кречинским разыгрывает диалоги из своих любимых приключенческих фильмов и мелодрам (мгновенно узнается цитата из «Титаника»). А и без того закрученная история почти удавшегося мошенничества у Дмитрия Огородникова получила несколько прологов и эпилог.

Назвав спектакль «Дело Кречинского», режиссер решил этот сюжет как полицейское расследование, с опросами свидетелей и потерпевших. Так что первыми на сцене появляются именно безымянный следователь в черном кожаном пальто (его играет актер Данила Никоноров) и растерянный ростовщик Никанор Савич Бек (народный артист России Георгий Обухов), лепечущий что-то бессвязное. Ростовщик, очевидно, потерпевший, но ничего полезного рассказать про подозреваемого Кречинского не может, поэтому следователь мрачно морщит лоб и в духе наших дней немножко хамит.

А второй пролог и вовсе забрасывает нас то ли в прошлое, то ли в пространство русского мифа. В нем по дорогам России – точнее, по проходам в зрительном зале – идет карикатурная парочка: доверчивая девица в белом кокошнике по имени Руся (очевидно, Русь) и колоритный Барин. Но стоит им оказаться на сцене, как на них нападают лихие люди, отнимают каравай и тулуп и оставляют в замешательстве. Режиссер объяснял: сыгранная прелестной Анастасией Дунаевой Руся – это вроде как душа земли, которая буквально поддерживает своего спутника (Сергей Рассахань), а вместе они – собирательный образ фантасмагорического русского мифа.

За этими бесчисленными виньетками режиссер, проживший с пьесой практически год, умудрился не потерять человеческую драму, без которой подлинной русской комедии не обойтись. И за нее в этом черно-белом антураже отвечает не только Александр Рогозин, вызывающий невольное сочувствие к отвратительному Кречинскому, но и Кристина Василенко. Именно им посвящен снятый на видео эпилог, в котором молодая девушка с разбитым сердцем предстает резко повзрослевшей и мудрой.

Справка

Считается, что в основу пьесы «Свадьба Кречинского» положен ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера – крупного бриллианта.

Фоторепортаж