В каких пельменях больше мяса?

19:00, 04 октября 2017г, Экономика 2009



Фото Андрей КАСПРИШИН

Мошенники всё чаще используют алтайские бренды при продвижении своих товаров. Слово «бренд» значит «клеймо», «знак», однако сегодня это понятие несколько расширилось. Оно уже ассоциируется не просто со знаком, но и с названием продукта или производителя, а в некоторых случаях и с местом, где налажено производство. Наработать положительную репутацию довольно тяжело и требует немало усилий, а также времени. Однако некоторые недобросовестные производители и не пытаются это сделать, активно пользуясь чужими брендами.

Актуальны ли такие проблемы для Бийска и в целом для Алтайского края? Об этом мы побеседовали с начальником управления экономики и стратегического развития администрации Бийска Зинаидой Тихоновой.

– Зинаида Брониславна, когда приезжаешь и говоришь, что ты из Алтайского края, встречающие отвечают: «Мы вам завидуем, потому что вы едите вкусное масло и сыры, покупаете хороший мед, у вас производятся замечательная косметика и качественные медпрепараты». А какими брендами известен наукоград Бийск?

– Наверное, самым узнаваемым по-прежнему остается фармпродукция от ЗАО «Алтайвитамины», ЗАО «Эвалар» и ООО «ПКФ «Две линии». А по сути, само имя города Бийск, как и Алтай, является известным брендом, которому доверяют.

Не будем касаться каких-то серьезных брендов, объясним на простом примере. Один из самых близких народу брендов – бийские пельмени. У нас очень много производителей в городе. Как правило, словосочетание «произведено в Бийске» на упаковке пельменей практически гарантирует потребителю высокое качество продукта, прекрасные вкусовые ощущения и сытость, а производителю – достаточно высокий темп и объемы продаж. И это не реклама, а мнение множества покупателей из Новосибирской, Кемеровской областей, Горного Алтая. Но вот, к сожалению, брендовой известностью продуктов порой пользуются и недобросовестные производители.

– А есть ли факты, что бренды «Бийск» или «Алтай» использовали такие не особо честные бизнесмены, получая какую-либо прибыль?

– К нам часто обращаются и граждане, и средства массовой информации, и юридические лица, запрашивая информацию о том или ином продукте. К примеру, недавно в одном из сибирских регионов сняли с продажи масло, вроде бы сделанное в Бийске. А на самом деле его производитель к городу вообще никакого отношения не имел, хотя на упаковке указывал, что фирма расположена в Бийске.

Есть факты продажи пельменей в Горном Алтае, опять же как будто произведенных в нашем городе. При проверке адреса производителя, указанного на упаковке,  оказалось, что на этом месте нет ни такой фирмы, ни её производственных помещений.

На днях сообщили, что в европейской части России продается бальзам, излечивающий от сахарного диабета. Реализуется он вроде как в аптеках и сети Интернет. Причем на упаковке написано, что произведена данная панацея в Бийске. При проверке мы убедились, что производственных линий данной фирмы в нашем городе нет, такой продукт нам не знаком и, насколько мне известно, сегодня не существует лекарств, полностью излечивающих сахарный диабет. В этом случае покупателям лучше проконсультироваться с врачом и вряд он назначит такой чудодейственный бальзам.

Кстати, этот производитель использовал в продвижении своей продукции двойной бренд, назвав свою фирму словосочетанием, в котором звучит и слово «Алтай», а на упаковке бальзама указано «сделано в Бийске». Таким образом, он подчеркнул, что продукт создан на основе трав, произрастающих в экологически чистом районе России и обладающих самыми богатыми лечебными свойствами. А на самом-то деле неизвестно, где он брал компоненты для своего бальзама. (Стоимость одного флакона бальзама от фирмы, якобы работающей в Бийске, порядка 900 рублей. – Авт.)

Несколько лет назад возникла скандальная ситуация, в СМИ писали об изъятии из торговых сетей фальсифицированного сыра, когда при анализе продукта было определено, что он содержит большую долю растительных жиров. Производителем значилось предприятие, зарегистрированное в городе Бийске Алтайского края. Тогда как я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что в Бийске как в то время, так и сейчас никто производством твердых сыров не занимался и не занимается.

– А можно ли потребителю каким-то образом обезопасить себя от мошенников?

– Что касается медпрепаратов, то в России есть Государственный реестр лекарственных средств и ни один уважающий себя врач не назначит лекарство, если его нет в этом перечне. А его не будет, если оно не прошло все необходимые испытания. Самолечением же заниматься не стоит, как, впрочем, и покупать неизвестные препараты.

Что же касается продуктов питания, то потребитель сам должен решать, что ему покупать, но при этом необходимо максимально себя обезопасить. По сути, достаточно зайти в Интернет и почитать отзывы о том или ином продукте. Как правило, о некачественных товарах негативные отзывы появляются очень быстро, и их необходимо учитывать.

В любом случае потребители, сомневающиеся в качестве продукта, могут сделать звонок в органы власти, например, в управление по пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края. Там все производители качественных товаров на слуху и специалисты обязательно ответят, есть ли такая фирма, производит ли она подобный продукт. В Бийске могут обратиться к нам, в управление стратегического развития и экономики администрации города. Мы также работаем с большей частью производителей и знаем, кто и что производит на территории Бийска.

Незаконное предпринимательство и фальсификация продукции могут не только негативно повлиять на добросовестно работающие предприятия, очернить репутацию производителя, но и нанести вред здоровью граждан, чего, конечно же, допускать нельзя.

Олег АМЕЛЕВ

Мнение эксперта

Евгений Пазников, исполнительный директор ассоциации «НП «Алтайский полимерный композитный кластер»:

– Безусловно, такая проблема существует. Использование подобного рода «плагиата» подрывает авторитет наших компаний, делает антирекламу. За последние пять лет в России, да и Алтайском крае, открылось большое количество малых, я бы сказал, суррогатных гаражных предприятий по производству той же стеклопластиковой арматуры. Бизнес подобных предприятий очень прост: купили китайское оборудование, сырьё и мотают эту арматуру соответствующего качества. На таких предприятиях в большинстве своём нет научной основы, соблюдения технических регламентов. А самое страшное, что при реализации своей псевдопродукции они вводят в заблуждение потребителей касательно преимуществ стеклопластиковой арматуры по сравнению с традиционной. Безусловно, неосведомлённый потребитель принимает это за чистую монету. А по факту мы впоследствии видим негатив, от которого и страдают наши ответственные производители. Решение этой проблемы лежит в комплексном государственном регулировании деятельности предприятий разных сфер экономики.