Во многих торговых сетях Барнаула появились кассы самообслуживания

19:00, 11 ноября 2020г, Экономика 1589



Фото Олег БОГДАНОВ

Во многих торговых сетях Барнаула появились устройства, с помощью которых можно самостоятельно совершать покупки. Видимо, кассиры не справляются с очередями, раз им на помощь приходят неустающие машины. Мы решили разобраться в этой проблеме.

Трудная работа

Исполняющая обязанности директора по маркетингу компании «Мария-Ра» Леся Колтакова подтвердила догадку, объясняя, что труд кассира непрост, особенно сейчас, в период эпидемии. Работать в маске и перчатках неудобно.

Как рассказала знакомая кассир «Марии-Ра», в смену, которая длится около 14 часов, она обслуживает до 600 клиентов. Нагрузка – врагу не пожелаешь.

Леся Колтакова говорит, что в магазинах компании нет нормы по количеству обслуживания клиентов одним кассиром, так как персонал взаимозаменяемый. Один занят выкладкой товара, другой – приемкой, третий – на кассе. Потом они могут меняться. Но есть норма по скорости облуживания: 5–7 секунд требуется на сканирование товара, укладку его в пакет, иногда приходится и взвесить продукт. Самые скоростные кассиры получают премию. А новичков обучают, чтобы они выполняли норматив.

По нашим сведениям, барнаульский кассир в «Марии-Ра» получает 127 рублей в час, а премия может доходить до 300 рублей за смену. И. о. директора по маркетингу отказалась назвать конкретные цифры, отметив лишь, что уровень заработной платы зависит от населенного пункта, в котором находится магазин. «Оплата средняя и выше средней на рынке труда конкретного города или села. В Новосибирске он, естественно, выше, чем в Кош-Агаче», – сказала Леся Колтакова.

Проблема очередей

В общем, понятно, что кассир – это работник, требующий достойной зарплаты, затрат на обучение и прочих хлопот. Любому предпринимателю проще иметь дело с бездушной машиной, которая работает день и ночь. Видимо, поэтому руководством компании и было принято решение об установке касс самообслуживания. Но моя собеседница говорит, что это не совсем так. В магазинах неравномерный поток клиентов: когда пусто, а когда густо. При этом надо максимально быстро решать проблему очередей, с другой стороны, не хочется иметь избыток персонала.

Сегодня она решается так, что когда возле кассы стоит один-два человека, то другой кассир идет на выкладку товара. А если собирается очередь, то он возвращается на свое основное рабочее место. «Но не всегда это оперативно делается, – признает Леся. – Мы берем информацию из социальных сетей, с горячей линии, когда поступают жалобы от покупателей на очереди, меняем графики для кассиров либо добавляем их число».

Параметры проекта

Решить проблему с очередями призван проект по установке касс самообслуживания. В «Марии-Ра» он стартовал с барнаульского супермаркета «Первомайский».

«Мы увидели, что такие кассы пользуются спросом, – говорит Леся Колтакова. – Даже если покупатель тратит больше времени, самостоятельно отбивая товар, то он к этому нормально относится».

До конца года планируется установить более 100 касс примерно в 40 магазинах во всех регионах присутствия сети. Это вновь открывающиеся или реконструируемые торговые точки. Причем не только в городах, но и в небольших населенных пунктах. Большая часть таких магазинов, конечно, будет в Алтайском крае. Обычно сети начинают тестировать свои новшества с родного региона, где у них находится центральный офис, где специалисты компании могут самостоятельно проанализировать эффект нововведения, поговорить с покупателями и внести коррективы в его работу.

За работой касс самообслуживания следит отдельный человек, который, во-первых, помогает людям совершить покупки, а во-вторых, нажимает на кассе определенную кнопку, подтверждая, что покупателю алкоголя уже исполнилось 18 лет.

В «Марии-Ра» отказываются сообщать сроки, когда затраты на приобретение касс оправдаются, так как пока не могут подсчитать их эффективность. «Не всегда составляется бизнес-план проекта. Иногда новинки берут на тест, а потом делаются прогнозы окупаемости», – пояснила Леся Колтакова, добавив, что на первом месте стоит задача снять негатив покупателей от стояния в очереди и тем самым сохранить его лояльность к сети. Маркетолог объяснила, что есть масса людей, которые приобрели один-два товара и не хотят стоять в большой очереди. Им проще обслужить себя самостоятельно.

В основном новыми кассами пользуются покупатели до 30 лет, люди старшего возраста  пока с опаской относятся к таким гаджетам. 

Для предотвращения воровства зона касс оборудована камерой наблюдения. Выделены люди, которые через эти камеры постоянно следят за покупателями. Кроме того, за клиентами смотрит человек, который помогает им отбить чек.

«Как показывает наш опыт, забывчивость покупателей рассчитаться за товар значительно не выросла на таких кассах. Человек редко решается на противоправный поступок, когда знает, что за ним внимательно следят», – считает Леся Колтакова.

Тревожная тенденция

Подобные кассы устанавливают и конкуренты «Марии-Ра», например сети «Пятерочка», «Магнит», Metro на базе магазина «Фасоль», «Лента». Работают они и в «Леруа Мерлен».

А вот в «Ашане» пошли несколько другим путем. Чтобы сократить очередь, покупатель должен сам взвесить товар и наклеить на него штрихкод, также самостоятельно он рассчитывается за покупку. Кассир находится в середине этой цепочки, формируя общий чек.

Дальше будет больше. Сбербанк, Visa и «Азбука вкуса» начали тестировать магазин, в котором нет ни касс, ни продавцов. В нем деньги с карты списывает мобильное приложение, а за покупателем следит система компьютерного зрения. За рубежом похожий проект ранее запустил Amazon.

Подобные технологии несут дополнительные удобства для покупателей, сокращают затраты владельцев сетей на продавцов, но и ведут к безработице. Так, в начале ноября Ассоциация гостеприимства Якутии анонсировала появление в Якутске первых магазинов без персонала. Профсоюз работников торговли, общественного питания и предпринимательства республики выразил беспокойство, поскольку это, по его мнению, может привести к кризису на рынке труда. Вот такая песня.

Новости