«Вознёсся выше он главою непокорной…»

18:00, 16 июля 2017г, Общество 2315


В Каменском районе прошел крестный ход с Табынской иконой Пресвятой Богородицы. Икона побывала в храмах трех сел района, а также в Богоявленском женском монастыре Камня-на-Оби, на территории которого расположен один из старейших храмов Сибири – Богоявленский. Сегодня ведутся серьезные работы по восстановлению этой некогда величественной церкви.

Для верующих каменцев это событие особенное. В последнее десятилетие Камень-на-Оби сотрясали экономические, политические и социальные катаклизмы. Местные жители всерьез говорят: «Надо восстанавливать Богоявленский храм, идти туда и всем миром отмаливать великий грех перед Богом за осквернение церквей и свои грехи в том числе». Поэтому появление Табынской иконы Божией Матери именно в каменском Богоявленском женском монастыре, которому принадлежит Богоявленский храм, православные считают очень добрым знаком. А на фоне начавшихся восстановительных работ в храме еще и надеждой на возрождение и города в целом.

Обезглавленный, но величавый

В Каменском краеведческом музее удалось по крупицам собрать упоминания о Богоявленском храме. Те, кто бывал в Камне-на-Оби, заметили, насколько выразителен архитектурный облик исторического центра города на улице Ленина (до революции – Главная), проходящей вдоль побережья Оби. 

Среди старых зданий особо выделяется обезглавленный и израненный, но по сей день величавый в своей непокорности времени и людской неразумности Богоявленский храм. Построен он был в Камне (тогда еще селе) на высоком каменистом холме на берегу Оби в 1902 году на деньги купцов-меценатов Винокурова, Зорина, Пудовкина, Симонина и Чайгина, оплативших работу артельщиков, изготовление кирпича из местной глины, производство и доставку стройматериалов. В основу храма был положен один из образцовых проектов в русско-византийском стиле – тяжелые главы, килевидные арочные архивольты, элементы древнерусской культовой культуры. Усадьбу церкви окружали сад и ограда на каменном цоколе. И колокольный звон, разливавшийся по реке, был слышен далеко за пределами села. 

– По архивным данным, это была не просто церковь, а собор, – рассказывает матушка Тавифа. – Таких по архитектуре во всей Сибири только два. Наш Богоявленский и Александра Невского в Новосибирской области. При храме действовала церковно-приходская школа, здание которой позже использовалось горожанами под станцию юных техников. 

В начале 30-х годов все христианские святыни и храмы России постигла печальная участь. Камень не был исключением. Были обез­главлены и реконструированы обе действовавшие на тот момент церкви. Самые большие злоключения претерпела Богоявленская церковь. Мало того что она лишилась своего предназначения и была разграблена, ее здание было отдано (и тем самым, по мнению верующих, цинично осквернено) под ликеро-водочное производство. Но еще до него в здании храма располагалась разливочная база Новосибирского спирттреста.

Израненный и осквернённый

– Розлив спиртного происходил в святая святых церкви – в алтаре, – рассказывает настоятельница Богоявленского монастыря. – Само здание церкви было поделено на два яруса, поделено новыми стенами на цеха, которые располагались на двух этажах. Вокруг храма были пристроены дополнительные производственные помещения. Многие окна были заложены тем старинным прочным кирпичом, который остался при вырубке дверных проемов. Колокольня, под сводами которой был главный вход в церковь с улицы Главной, была снесена.

Поднимаемся с матушкой на второй этаж. Стены свода церкви выкрашены в темно-синий цвет. Но даже через многие слои краски видны очертания древних росписей с образами святых, когда-то нанесенных художниками под наблюдением настоятеля храма Репьева.

– В Покровской церкви около 20 лет служит женщина, которая в свое время была на ликеро-водочном заводе разнорабочей и лично по распоряжению директора предприятия участвовала в закрашивании росписей на стенах свода, – говорит матушка. – Только после того, как у нее погиб сын, она поняла: дозакрашивалась. Она уволилась и ушла служить в действовавшую тогда церковь. Многие, кто бывает в этом храме длительное время, отмечают, что в какой-то момент появляется желание выпить спиртного. После осквернения собора там живет бес пьянства и искушает каменцев многие десятки лет. Отмаливать надо каждый сантиметр.

Совершаем экскурсию по территории монастыря, обходим храм с повсеместными следами пребывания производства.

– Вот на этом месте, с северо-западной стороны, было кладбище, – матушка указывает на поляну с остовами помещений заводских цехов, разобранных после того, как в 1995 году Богоявленская церковь была отдана верующим, а в 1997-м был основан Богоявленский монастырь, в ведение которого и отошел позже сам храм. – В двух метрах от стены храма с этой стороны три могилы – двух священников и дьякона. Они потом оказались под цехом мойки стеклотары. Доподлинно известно из уст очевидицы, что до 1967 года сюда приезжали три монахини. По их просьбе директор выдавал им пропуска, на час останавливал работу цеха и разрешал женщинам молиться на этих могилах. 

Матушка Тавифа настоятельницей Богоявленского монастыря стала полгода назад. Уроженка Алтая, она какое-то время монашествовала в Иваново. По благословению своих духовных наставников вернулась на родину и три года назад приехала в Камень. Сегодня в монастыре проживают настоятельница Тавифа и монах Федор, который и проводит богослужения в монастыре и изредка в самом храме. Они отмечают, что монастырь очень нуждается в трудниках и трудницах. 

За последние 20 лет здание Богоявленского собора было очищено от всех заводских пристроек. Прилегающая к нему территория, с первоначальных времен значительно уменьшившаяся, была насколько возможно прибрана, облагорожена. Но, несмотря на труды горожан, кардинально ситуация не изменилась. Богоявленская церковь по-прежнему нуждается в капитальном ремонте и очень серьезных вложениях, исчисляющихся сотнями миллионов рублей. Знатоки говорят, что в России остались единицы таких старинных храмов, которые до сих пор не восстановлены. В основном они находятся в малых селениях со скудными бюджетами.

Выход один – пожертвования прихожан, благотворительность местного предпринимательского сообщества.

К духовному исцелению

– Совсем не обязательно финансировать строительство целого храма единолично. Важно принять в этом участие. Ведь через пожертвования, отдавая что-то от себя, мы совершаем покаяние. Через покаяние и Святое причастие очищаем и исцеляем свою душу, приближаем ее к спасению, - говорит настоятельница.

В мае текущего года на пожертвования прихожан, простых горожан и предпринимателей в Богоявленской церкви начаты работы по восстановлению купола здания. Проводит их бригада строительного предприятия из Бердска Новосибирской области.

– Мы более двадцати лет возводим и ремонтируем купола церквей, кровли храмов, у нас большой опыт в этом деле, – поясняет руководитель ООО «АвантажСтрой» Александр Федоров. – В Камне мы перекрывали крышу Покровской церкви в свое время. Теперь нас пригласили на работу в Богоявленский храм. На собранные каменцами 360 тысяч рублей мы сделали дополнительный армопояс купольной части, возвели из металлической профильной трубы и загрунтовали каркас купола, изготовили и смонтировали шар и крест, облицевали их. Сейчас делаем обрешетку купола под настил железа. Общая стоимость наших работ вместе с материалами – 800 тысяч рублей. Это половина реальной цены этого объема – удешевлением работ хотим тоже помочь каменцам в восстановлении храма.

– К сожалению, деньги, пожертвованные на восстановление Богоявленской церкви, закончились, – переживает матушка. – Останавливать работы, пока купол не закрыт железом, очень не хотелось бы. Влага будет попадать внутрь здания и продолжит его разрушение. Может, откликнутся еще люди. Один благотворитель безвозмездно возил нам стройматериалы, другие вложились деньгами. Двое прихожан пожертвовали средства на четыре окна барабана купола. В мечтах-планах – возведение колокольни на прежнем месте. Но на это нужны немалые средства.

Матушка рассказала, что большинство благотворителей – бабушки, которые мечтают успеть отстоять службу в восстановленном храме, где когда-то венчались их родители и где крестили их и их родственников. Они несут по 500 – 1000 рублей, кто-то и по 3000 с пенсии отдает. Одна пенсионерка отдала храму 20 тысяч рублей. Щедрых – единицы.

– Недавно пришел мужчина, который только что выписался из больницы после сложной операции, – делится настоятельница. – Он рассказал, что когда впервые встал после операции с кровати и подошел к окну палаты на пятом этаже, то, к своему удивлению, увидел купол и крест на Богоявленском храме, которого не было, когда попал в больницу. Мужчина признался, что раньше пьянствовал, хоть и был крещен в детстве, но креста не носил и в церковь не ходил. Но тут ясно осознал, по чьей воле он остался жить. И дал денег на продолжение работ сколько мог.

СПРАВКА
Материальную помощь на восстановление Богоявленского храма в Камне-на-Оби можно перечислить на следующий счет.
Реквизиты: Православная религиозная организация Епархиального Богоявленского женского монастыря г. Камень-на-Оби, 
ИНН 2207002978, КПП 220202001, 
р/с 40703810302000000895, к/с 301018102000000000604, 
БИК 040173604 ПАО Сбербанк (с пометкой «на восстановление Богоявленского храма»).
Телефон настоятельницы Богоявленского женского монастыря Тавифы: 8-905-986-2232.

Новости