За рулем большой машины: каково работать водителем в общественном транспорте

17:50, 14 июня 2023г, Транспорт 821


Фото: unsplash.com / Водитель
Фото: unsplash.com / Водитель

Водители общественного транспорта, а в особенности водители маршрутных такси, очень часто являются предметом критики со стороны общественности. Наверняка каждый хоть раз становился свидетелем стычки между водителем автобуса и пассажиром, или же даже был непосредственным участником события. Мы решили взглянуть на ситуацию под другим углом, и узнать подробнее, насколько тяжело работать в данной сфере и стоит ли оно того.

На все вопросы нам помог ответить бывший водитель общественного транспорта Стас. Он работал на таких маршрутах, как №35, №24, №80, №58, последним в его карьере стал маршрут №27, на котором наш собеседник проработал около двух лет. На работу он вставал зачастую в 4 утра, так как первый автобус выезжает с конечной в 5:10, а возвращается в гараж в 8 вечера. За это время транспорт совершает 8 или 9 кругов, в зависимости от маршрута. Получается, рабочий день водителя автобуса длится около 15 часов.

Компенсируется такой безумный график возможностью хорошо заработать. Из рассказа мы узнали, как выстраивается оплата труда за работу водителя:

«Заработок напрямую зависит от количества пассажиров. План сдаешь вечером (в среднем это пять тысяч рублей), машину заправляешь, а всё, что остаётся – твоё. На автобусах с кондукторами процент отдается кондуктору. У меня самый большой заработок за день был 12 тысяч. Можно и вообще ничего не заработать, конечно, если пассажиров мало. Бывало так, что даже план из своего кармана приходилось выплачивать, если автобус посреди маршрута сломался, например», - рассказал Стас.

Но не только в поломках может быть дело. В январе, а также в летний сезон, количество пассажиров существенно снижается, поэтому некоторые водители на лето предпочитают искать иные пути заработка, временно увольняясь. Ситуации, в которых люди проезжают «зайцем», не оплачивая проезд, со слов Стаса далеко не редкость. «Не было ни одного дня, чтобы без этого», делится он. Существуют и штрафы, но их немного: за курение на рабочем месте, за опоздания, за не прохождение алкотестера. Просмотр видео или общение по телефону работодателями не возбраняется.

В основном на такой работе всё довольно стабильно и спокойно. Иногда происходят конфликты с пассажирами, и большинство из них Стас связывает как раз с нежеланием человека платить за проезд, но это случается не сильно часто. Из запоминающихся историй с работы — пьяные, которых приходилось высаживать.

«Еще пару раз угощали чем-то или чаевые давали, очень приятно было», - отметил водитель.

На вопрос про дефицит водителей собеседник ответил, что он очевиден:

«Водителей не хватает — это факт. Работают годами одни и те же люди, новых считай нет. А если и появляются – почти сразу уходят. Карьерного роста никакого, перспектив тоже, а нагрузка большая».

Но отсутствие свежей крови имеет и положительные стороны: все водители давно знакомы между собой, у них свой веселый и дружный коллектив.

Работа водителя таит в себе куда больше трудностей, чем может показаться на первый взгляд. Как и любая другая профессия, подразумевающая контакты с людьми, она не лишена конфликтов, свидетелями которых может по случайности стать каждый из нас. Но стоит помнить о том, что в то время как мы проводим в автобусе всего час или два в день, водители занимаются своим делом по 15 часов в сутки, что создает сильное напряжение. И если каждый в общественном транспорте постарается быть более уважительными не только к водителю, но и окружающим, всем будет гораздо проще.

Ксения КОРОБЦОВА

 
Фоторепортаж