Культурный код, система допусков…

00:00, 03 июля 2013г, Общество 2120


Культурный код, система допусков… Фото №1

В рамках VII краевых Рождественских чтений в Барнауле прошел Всесибирский семинар молодых литераторов. «АП» предоставляет слово одному из наставников юных поэтов – Нине Ягодинцевой (на снимке), члену СП России, кандидату культурологии, доценту Челябинской академии культуры и искусств, лауреату многих литературных премий и конкурсов. Ее мнение будет интересно не только тем, кто пишет и читает.

- Нина Александровна, как часто вы бываете на подобных мероприятиях?

- Для меня такая литературная учеба, совещания молодых писателей – постоянная практика (в этом году уже четвертое такого рода мероприятие). Литературная педагогика – очень интересное занятие, которое позволяет отслеживать тенденции в молодежной поэзии, кому-то помочь, подсказать на разных уровнях – от технологического до мировоззренческого. Те вещи подсказать, которые мне, например, давались достаточно долго и тяжело. Делюсь своими приобретениями с удовольствием, потому что другой человек сэкономит время и силы, будет иметь возможность пройти дальше, сделать больше.

- Кто делился знаниями с вами, был вашим наставником?

- Я училась в магнитогорском литературном объединении у Нины Георгиевны Кондратковской. В Литературном институте моими учителями были Александр Алексеевич Михайлов, вице-президент Международной ассоциации критиков, и Галина Ивановна Седых, которая и сейчас преподает в Литинституте, ведет творческие семинары (мои ученики в этот вуз поступают систематически).

В Магнитогорске очень хорошая школа реалистической поэзии. Литинститут дал совершенно другую школу – какой-то следующий слой поэтических смыслов. А дальше нарабатывала сама... литературной педагогикой занимаюсь с огромным удовольствием.

У нас в Челябинске в этом году состоялся уже третий выпуск литературных курсов, которые мне удалось открыть при академии культуры и искусств. Там я использую свои собственные методики преподавания литературного мастерства, подхода к поэтическому тексту. Мы набираем не больше двенадцати человек, потому что эта работа – индивидуальная. Лекционный материал дается для всех, семинарские занятия должны быть такими, чтобы каждый человек оказался в зоне внимания.

- Расскажите о работе на Всесибирском семинаре молодых литераторов.

- Работа нашей секции, в которой кроме меня с молодыми встречались Геннадий Иванов и Валерий Котеленец, строилась именно по такому принципу – индивидуальный подход к каждому, индивидуальный разговор о стиле, о находках и неудачах. Я довольна работой семинара. Очень хорошо ребята включались в обсуждения: сначала на уровне «нравится – не нравится», потом все глубже технологически. Конечно, для более обширного разговора не хватило времени, но я думаю, что все важное мы сказали.

Уровень молодых был очень разным – от только начинающих до тех, кто сделал серьезную заявку. Я благодарна коллегам, руководителям семинара: даже в чем-то противореча, мы не опровергали, а дополняли друг друга.

- Кого из молодых вы выделили?

- Кого нужно поддерживать в дальнейшем росте? По итогам семинара были рекомендованы ребята в члены Союза писателей, с кандидатским сроком. Это – хороший аванс.

Очень важно именно предоставить шанс. Человек заявляет о себе, и перед ним открывается возможность. Он подтверждает эту заявку – открывается следующая возможность. Вся творческая жизнь, в принципе, это система допусков в решении тех или иных творческих вопросов. Система допусков психологических, культурных, социокультурных. Поэтому для ребят открылась очень серьезная ступенька.

Иван Образцов – один из самых активных и интересных собеседников в семинаре. Чувствуется, что помимо большого интереса у него имеется и большой опыт. Самое главное, что он открыт для принятия разных точек зрения, рассмотрения, синтезирования. Это важно, а то часто бывает, что кто-то укрепляется в своем мнении настолько, что его не сдвинешь. Запомнилось обсуждение работ Евгении Клинк – сложное, много вопросов возникло к автору, но говорить о стихах было интересно. Вячеслав Мордвинов – единственный в нашем семинаре, кому рекомендовали издать книгу.

Сложнее всего было начинающим… Литературная учеба – это интересная вещь. Чем больше ты можешь, тем выше к тебе требования. А когда ты только начинаешь… Получились четыре строчки, метафора удалась – молодец, продолжай! Если сейчас на начинающих обрушиться со всей критической строгостью, то очень легко отбить желание вообще заниматься поэзией. А зачем это делать, если человечек – наш, если у него есть «поэтический ген»? Пусть он еще неумел, но уже находится в «поэтическом поле» – это драгоценно.

Начинающим кажется, что их очень сильно ругают. На самом деле их пока еще хвалят за первые успехи. А вот тем, у кого начинает получаться, достается крепче всего. Чем больше тебе дано, тем жестче спрос. На самом высоком уровне спрос беспощаден.

Общие впечатления о семинаре очень хорошие. И организация его работы была на высоте.

- Вырисовывается общая картина состояния поэзии молодых в нашей стране?

- В последнее время произошел ощутимый перелом в пользу традиционной поэзии. Порядка 85 – 90 процентов молодых приходят в литературу по линии традиции.

Но существует и другая линия. Поэзия – это «сборка смыслов», а то, что очень условно называется постмодернистской поэзией – «разборка смыслов» до ничего, до праха, до пыли… Секрет в том, что разборкой заниматься легче, чем строительством. Поэтому те из ребят, кто психологически не готов к работе, кто очень хочет заявить о себе немедленно, сейчас, у кого нет терпения для долгого труда, они уходят в постмодернизм.

Но в последнее время все больше молодых делают выбор в пользу традиции. Потому что традиция – носитель энергии, силы, культурного кода, который собирает вокруг себя всю остальную жизнь. Эту линию не очень видно, потому что она тихая, она работает (улыбается). Другая линия все время кричит: «Мы, мы!» Они оборудуют свои опыты какими-то теоретическими изысканиями, инсталляциями, они ищут в поэзии новизны, а в ней надо искать смысл.

Я думаю, что тенденция возвращения к традиции сейчас уже устойчива среди молодежи.

Фоторепортаж