СОВЕРШЕНСТВУЙСЯ - ПРИГОДИТСЯ!

БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА ЕЖЕГОДНО САДЯТСЯ ЗА ПАРТЫ КРАЕВОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

00:00, 11 июня 2010г, Общество 961


СОВЕРШЕНСТВУЙСЯ - ПРИГОДИТСЯ! Фото №1

Две лягушки упали в кувшин с молоком. Одна покорно сложила лапки и утонула, а вторая упорно барахталась, чтобы удержаться на плаву, и сбила масло, оттолкнулась от него и выпрыгнула. Кто из нас не знает эту старую притчу! Но как часто, попав в трудную житейскую ситуацию, как первая лягушка, не находим в себе сил бороться. И, оставшись по каким-то причинам без работы, мы стоим перед выбором: сложить руки или предпринимать активные действия для своего успешного трудоустройства. Профессиональное образование – один из способов «взбить масло», получить новые знания и навыки, которые сегодня наиболее востребованы на рынке труда, а учебный центр управления Алтайского края по труду и занятости населения – одно из мест, где учат «выбираться из кувшина».

– Наше учреждение создали более сорока лет, чтобы готовить работников торговли: бухгалтеров, кассиров, продавцов, – рассказывает директор центра Сергей Костерин. – Сейчас нашим учредителем является краевое управление по труду и занятости населения. Поставлены другие задачи. Теперь ведем подготовку, переподготовку и повышение квалификации по 29 профессиям и специальностям. Помимо этого возможна организация семинаров, тренингов, корпоративного обучения по любой тематике, интересной заказчику.

Перечень образовательной деятельности центра действительно обширен: бытовое обслуживание, сфера торговли, бухучет, делопроизводство, менеджмент, кадровые вопросы, информационные технологии. Как говорится, выбирай на вкус с учетом своих способностей и конъюнктуры рынка. Совершенствуйся – пригодится! Большая часть слушателей – безработные граждане, направленные центрами занятости населения, но есть и такие, кто обучается за собственные средства, а также те, за кого платят социально ответственные работодатели, которые не просто сократили и забыли – дают возможность перепрофилироваться.

– Очень актуальна в нынешней ситуации подготовка предпринимателей, – говорит Сергей Костерин. – В 2008 году мы открыли специальность «менеджер в коммерческой деятельности», в 2009-м – «предприниматель малого бизнеса». Консультируем по составлению бизнес-планов. Эти направления в числе самых востребованных. Во многом потому, что действуют различные краевые проекты и программы, стимулирующие развитие малого предпринимательства.

– Какие специалисты сейчас больше востребованы в городе, а какие в селе?

– Сложно сказать однозначно. На первый взгляд, в городе большая часть рабочих мест – это различные офисы. Поэтому горожане, желающие устроить свою жизнь, стремятся изучать информационные технологии, вопросы, связанные с управлением кадрами, администрированием, делопроизводством. Но, с другой стороны, сегодня трудно и в сельской местности найти организацию, в которой не было бы компьютера. А значит – должен быть и человек, умеющий на нем работать. И наоборот – рабочие руки нужны не только в селе, но и в городе. Независимо от географии проживания работодатели все больше отдают предпочтение тем, у кого выше базовые знания, лучше навыки.

 

Рейтинг

– По нашему опыту я бы назвал самыми востребованными курсы, на которых изучают информационные технологии и конкретные прикладные компьютерные программы. Например, к нам в учебный центр идут, чтобы освоить и бухгалтерскую «1 С», и дизайнерский «Фотошоп». В сельской местности традиционно нужны портные, парикмахеры и другие специалисты по бытовому обслуживанию. Но просто быть мастером в наше время для трудоустройства уже мало. Поэтому все чаще «бытовики» пробуют заняться предпринимательством. Естественно, и мы корректируем содержание учебных программ, учитывая потребности рынка труда. Да и предприниматели у нас люди творческие, все время просят внести изменения и дополнения в учебный материал. Там, где это не противоречит нормам образования, идем навстречу. Приглашаем консультантов из различных учреждений и организаций, они дополняют теорию «практической» информацией: на какие субсидии может рассчитывать начинающий предприниматель, какие кредиты для какого бизнеса лучше и т.д.

– Штат у вас небольшой, дисциплин много, как выходите из положения?

– Штатные работники – это немногочисленная команда организаторов, хотя они тоже ведут обучение. Но больше преподавателей приглашенных. Как правило, из вузов, академий, колледжей. Впрочем, некоторые сотрудничают с нами так давно, что мы их фактически штатными считаем. А внедряя обучение новым профессиям, расширяем преподавательский круг.

– Учебные площади, прямо скажем, не велики, а если центры занятости пришлют больше слушателей, сможете вместить?

– На самом деле гадать не приходится. В начале года составляем примерный график занятий, информируем потенциальных заказчиков и начинаем комплектовать группы. Если количество заявок по какой-то профессии совпадает с оптимальным числом слушателей (а это 12-15 человек), приступаем к обучению. При составлении графика, понятно, учитываем и рынок труда, интересы потенциальных работодателей. Наличие вакансий. Если, например, на менеджеров по туризму спрос небольшой, то и группы набираем реже, а по тем профессиям, которые нарасхват, соответственно чаще. Главная цель – высокое качество обучения, формирование профессионалов в полном смысле этого понятия. Но результатом любого обучения должно быть трудоустройство, и мы уделяем много внимания этому аспекту.

– А как, интересно, вы можете повлиять на трудоустройство?

– Возможности образовательного учреждения действительно скромны, мы не можем никого обязать: «Примите на работу!» Но в каждый курс включены лекции по технологии поиска работы. Преподаватель рассказывает, как правильно общаться с работодателем, заявить о себе и своих возможностях, словом, показать товар лицом, произвести впечатление. По итогам курса каждый слушатель составляет резюме, с которым можно смело обращаться к работодателям, а без него сегодня ни одна солидная организация не пригласит даже на собеседование. Кроме того, в процессе учебы формируем профессиональное самосознание слушателей, практические занятия проводим на предприятиях, заинтересованных в наборе квалифицированного персонала, и уже на этом этапе есть возможность заявить о себе. Со многими работодателями учебный центр работает на постоянной основе, а при необходимости – в разовом режиме: приглашает руководителей предприятий и организаций на экзамены, договаривается о собеседовании.

 

Пусть мир прогнется под нас

Уже стало расхожим выражение: «У безработицы женское лицо», но в аудиториях немало и мужчин. Причем, как и женщин, самого разного возраста… Возрастные границы в центре жестко не устанавливают. Готовы учить всех. Есть и восемнадцатилетние, и пятидесятилетние. Но чаще за партой можно увидеть тех, кому до тридцати пяти лет. Что касается мужчин…

– Лучший пример – наше общежитие, – улыбается Сергей Костерин. – Раньше на два этажа был один слушатель мужского пола, а сейчас уже несколько мужских комнат. Это хорошо, что мужчины, пострадав от кризиса, стали тянуться к знаниям, к учебе, а не к рюмке.

– Если вчерашний школьник или студент приходит обогатиться новыми знаниями и навыками – это понятно, а ведь среди ваших слушателей есть и опытные специалисты…

– Каждый случай индивидуален. Мы живем в мире, который быстро изменяется. Допустим, человек работал бухгалтером и на несколько лет выпал из профессии, а за это время произошли изменения в законодательстве, отраслевых документах, поменялись методы работы, технологии, оргтехника. Самостоятельно подтянуться достаточно сложно. Что делать? Ответ один – повышать свою квалификацию. Но, безусловно, есть и другие мотивы. Кто-то по состоянию здоровья не может работать по прежней специальности, у кого-то профессия «вышла из моды», кому-то пришлось переехать в другую местность…

– Бывает, что сходят с дистанции недоучившись?

– К счастью, не часто. К этому тоже можно относиться двояко. С одной стороны, жаль, что слушатели потратили свое и преподавателей время, а потом бросили учебу. С другой стороны, наверное, лучше, что понимание «не своей профессии» приходит в начале или во время учебы, чем после ее завершения. Но если слушатель заинтересован освоить выбранную специальность, хотя ему по каким-то причинам трудно это дается, то специалисты учебного центра всегда помогут ему, и обучение доводится до конца. Ведь для этого мы и работаем.

 

Анна Алексеева

Фоторепортаж
Блоги