Почему рога подешевели

Пантовой продукции – новые рынки

00:00, 18 сентября 2013г, Экономика 2127


Во времена, когда страну и Политбюро ЦК КПСС возглавляли «кремлевские старцы», алтайские мараловоды жили и горя не знали. Чудодейственные эликсиры из пантов и крови наших оленей шли с Алтая беспрерывным потоком в столицу. Да что Москва?! Вся Южная Корея мечтала о нашем пантокрине. Что интересно, если за Великой Китайской стеной предпочитали наши мелкие рога, называя их быстрыми молниями, то корейцы ценили панты толстые, увесистые. 

Как один марал четыре министерства прокормил

Академики и доктора биологических наук, переработчики пантовой продукции, аппаратчики Минсельхоза, скотовладельцы, турагенты и просто предприимчивые торговцы из Испании, Казахстана, Республики Корея, Москвы, Усть-Каменогорска, Новосибирска, Кемерова съехались на научно-практическую конференцию к нам на Алтай, чтобы скорректировать стратегические планы по расширению внутренних и внешних рынков, напомнить, что Россия богата не только нефтью и газом, но и продуктами оленеводства.

Собственно говоря, за целебные рога алтайского марала зацепились сразу несколько всероссийских министерств – сельского хозяйства, медицины, перерабатывающей и пищевой промышленности, туризма.

Прелюдия такая. Раньше торговля советскими пантами была монополией государства. Рентабельность мараловодства была заоблачной. Пришли другие времена и закупщики, промышленный шпионаж – что это такое, в горах Алтая узнали раньше, чем в ракетных НИИ. Целью шпионов была… себестоимость производства консервированных пантов.

И – всё!

– Теперь Запад и Азия по своим стандартам держат нашу рентабельность на уровне смешных 10-15 процентов, – рассказал корреспонденту «АП» директор внешнеэкономической Ассоциации оленеводческих хозяйств Республики Алтай Владимир Мещеряков. – За 11 последних лет средняя цена алтайских пантов составляет 240 американских долларов за килограмм, а содержание самого животного превышает 9 тысяч рублей.

– Рынок противоречивый, – согласен с ним руководитель ГК «Пантопроект» кандидат экономических наук Николай Фролов.

Теперь в горах Алтая криком кричат не самцы во время гона, а сами мараловоды: «Помогите нам!»

К слову, Советский Союз держал цены 800-1000 долларов за килограмм, по праву считая алтайские панты уникальными (стадо в Алтайском крае – 25 тыс. голов). Их и сейчас покупают как улучшителей для аналогичной продукции из Новой Зеландии (стадо оленей – 2 млн. голов).

Но алтайские понты, не путать с пантами, тут же обрезал представитель Минсельхоза. Мол, разрабатывать особую программу поддержки, как для молочного или мясного животноводства, только для двух субъектов – Алтайского края и Республики Алтай – никто не будет!

Вы думаете, наш марал запутался рогами в российском экономическом буреломе? Есть такой мараловод Петр Свиридов, который ничего не отправляет на экспорт, считая внутреннее потребление безграничным.

Хотеть не вредно

В приветствии к участникам мероприятия заместитель губернатора Александр Лукьянов отметил, что среди брендов Алтайского края особое место занимают продукты пантового оленеводства. Благодаря этому ценнейшему природному сырью наш регион имеет перспективы стать лидером в развитии технологий оздоровления и отдыха в масштабе не только Российской Федерации, но и всей зоны Таможенного союза.

В унисон Лукьянову начальник краевого управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина привела весомые доказательства того, что регион «является локомотивом в производстве уникальной оздоравливающей продукции».

– К началу 2013 года местные товаропроизводители изготавливали более 200 наименований данной продукции, при этом к уровню 2011 года производство биологически активных добавок увеличилось в 1,9 раза, лекарственных средств, функциональных продуктов питания и пантовых ванн – в 1,7 раза, – отметила она.

2011 год здесь приводится не случайно. Тогда на Алтае прошла первая научно-практическая конференция по нашей теме. Почувствовав заинтересованность государства и краевой администрации, а самое главное – нас с вами, переработчики наперегонки друг с другом стали включать компоненты пантов и крови в свои чудодейственные мази, настойки и эликсиры.

Теперь не выходя из дома можно принять, например, омолаживающие пантовые ванны, ранее доступные лишь избранным мира сего, в течение всего нескольких недель во время срезки и консервирования ценных молодых рогов.

Не обходится и без шаманизма при приготовлении взваров, киселей, бальзамов и прочего лечебно-оздоравливающего и профилактического товара.

– В восточной медицине препараты от конкретных заболеваний, у нас – от всех болезней. Мол, организм возьмет сам что ему нужно, – рассказал корреспонденту «АП» о внутренних проблемах и ошибках производителей директор ГНУ ВНИИПО Россельхозакадемии доктор наук, профессор Василий Луницын. – Некоторые добавляют всего 1-2 процента сырья – больше для экзотики, лишь бы продать подороже.

Делаем вывод: состав лечебных препаратов надо читать как договор о кредите с банком! А в поручители брать ученых и специалистов.

Понравилось, что известные отечественные спортсмены (например, двукратный олимпийский чемпион боксер Алексей Тищенко) уже красуются на полиграфических упаковках с нашей пантовой продукцией.

«Пять минут – это много или мало?!»

Оказалось, веселая песенка молодой Гурченко из известной советской кинокомедии «Карнавальная ночь» имеет самое непосредственное отношение к теме конференции. Ровно столько на изучение пантового сырья отводится в отечественных медицинских вузах, констатировал доктор медицинских наук Алтайского государственного медицинского университета Борис Козлов.

Смешно, но о пользе тюленьего жира для человеческого организма в Барнауле один из дилеров мне рассказывал добрые полчаса. А такого же знатока по пантокрину среди деловых людей пока не встречал. Да и сам недавно узнал, что его придумали отечественные ученые вовсе не для людей, а для повышения плодовитости и придания особого блеска меху знаменитых российских чернобурок. К тому же сведения о чудодейственных пантах зачастую из сомнительных книжек, брошюр и буклетов с главным героем маралом, которых уже больше, чем рогатых красавцев в алтайских стадах.

– Вы не продавайте пантовые ванны отдыхающим за 350 рублей! – посоветовала присутствующим генеральный директор компании «АлтайТурЦентр» госпожа Сажаева. – Такая цена вызывает сомнения в их полезности. А вот за 2400 любой приезжий потом своим друзьям и знакомым в Москве или Питере скажет, что да, это сильнейшая вещь!

На конференции прозвучало еще много интересных идей, например, провести на Алтае по примеру северных народов праздник белого марала, открыть центры здоровья или сделать показательным, маральим, один из 44 алтайских курортов и санаториев.

Любопытным примером поделились гости из Восточно-Казахстанской области. Там многотысячные коллективы металлургических комбинатов, национальной компании «Казахстанские железные дороги» уже получают лечение или профилактические пантовые процедуры.

– Начинать надо со школы! – загорелись еще одной гранью пропаганды долголетия участники мероприятия.

– Я родился на оленьей шкуре рядом с оленухой и могу говорить о них 24 часа в сутки, – похвалился депутат Госдумы, президент Союза оленеводов России Дмитрий Хороля. – Олень и женщина – одно и то же – их надо беречь! Россия богата не только нефтью и газом, но и продуктами оленеводства. Берегите оленя – это будущее вашего края!

Специализированная конференция в парке-отеле «Ая» проводилась по инициативе управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям и была посвящена развитию рынка продуктов на основе сырья пантового оленеводства. В ней участвовали более 110 человек: представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов исполнительной власти Алтайского края и Республики Алтай, руководители российских научных и образовательных учреждений, предприятия-переработчики сырья пантового оленеводства, ведущие туристические компании.

Основными темами стали правовое регулирование производства и оборота биологически активных добавок, техника продвижения продукции в туристической отрасли, опыт применения продукции пантового оленеводства в здравоохранении и другие вопросы укрепления здоровья нации.

Алтайский район. 

Новости