Состязание окрыляет!

00:00, 24 апреля 2014г, Общество 1814


Состязание окрыляет! Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Краевой конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» стал настоящим праздником творчества.

15 лучших педагогов в течение недели представляли методические разработки, увлекали детей танцами, вокалом, театром и спортом и учились друг у друга. Оценивали их лауреаты конкурса прошлых лет, преподаватели краевой педакадемии и специалисты института повышения квалификации.

Основные конкурсные мероприятия по традиции проходили на базе краевого Дворца творчества детей и молодежи. Наталья Селютина, куратор конкурса, отметила, что главная особенность педагогического соревнования этого года в самих участниках; в «новизне и творческой изюминке, без которых невозможно представить себе педагога дополнительного образования». «Типовых программ в этой сфере пока нет, и это к лучшему: именно в дополнительном образовании возможен настоящий творческий полет», – считает она.

Что касается регламента состязания, то абсолютный победитель на сей раз был определен по результатам самого последнего, импровизированного испытания, в котором все 15 финалистов написали эссе на тему, связанную с психологией, философией и педагогикой. «Так мы могли оценить педагога как современную личность, воспитывающую современных детей», – объясняет Наталья Селютина.

Узнать новое и стать звездой

А вот для стороннего наблюдателя нагляднее всего открытый урок, на котором по правилам подобных конкурсов педагог преподает свой предмет чужим ученикам (в данном случае – учащимся барнаульского лицея № 130). Пример того, как быстро завоевать симпатии подростков, подала Наталья Мальцева из Шипуновского районного центра детского творчества: ее занятие началось с жизнерадостной музыки, а школьникам были подарены желтые воздушные шарики с улыбающимися рожицами. Тема занятия – «Зажечь свою звезду». Семиклассники-лицеисты вместе с Натальей Владимировной рассуждали о смысле этого выражения, слушали многозначительные притчи, учились работать в команде. Поначалу «подопытные», пришедшие после школьных уроков, общались с педагогом без особого энтузиазма, но незаметно для себя втянулись в игру и к концу занятия повеселели.

Отдышавшись после разбора полетов с членами жюри, педагог призналась нам, что конкурсом очень довольна: «Условия просто сказочные, нам все очень помогают». Как оказалось, в Шипуново Наталья Мальцева руководит объединением «Школа продвижения», которое призвано мотивировать детей, раскрыть их творческие способности и лидерские качества.

«Научиться слушать и слышать других, излагать свою точку зрения, работать в
команде и заниматься созиданием – вот цель наших занятий», – говорит педагог, к которому приезжают даже дети из отдаленных сел района.

– В «Школе продвижения» ребята осваивают ораторское мастерство, учатся выстраивать мысль, комфортно себя чувствовать перед публикой. Есть и правовой блок, в частности семейное право, о котором подростки должны иметь представление. И все это – через игру и коллективно-творческую деятельность, в интересной форме, – говорит Мальцева.

Позже свой урок начала Любовь Беззубцева, руководитель театрального коллектива «Окно» центра детского творчества Октябрьского района Барнаула. На конкурсе ей достались третьеклассники. Занятие началось с эксперимента: смельчака по имени Миша усадили в центре круга и пристально на него смотрели.

Как объяснила Любовь Валерьевна, смущение, которое в такой ситуации ощущает любой человек, связано с тем, что его внимание не занято никаким объектом. Так что до конца урока внимание третьеклассников было занято самыми разными объектами, в основном воображаемыми.

– Мне совершенно не мешало то, что дети незнакомые и неподготовленные, – сказала после урока Любовь Валерьевна. – Они всегда остаются детьми, и с ними интересно, если правильно поставить задачу. Мне было важно, чтобы они все делали сами, а я их лишь слегка направляла. Конечно, в полной мере изучить эту тему за одно занятие нельзя, но главный принцип они поняли!

А еще Любовь Беззубцева призналась: она очень рада, что решилась участвовать в конкурсе, где встретила людей, так же влюбленных в свою профессию.

Как воспитать талант

– Если до этого мы рассматривали теоретические аспекты педагогики, то сегодня было время практики, – подытожила заместитель председателя конкурсного жюри Светлана Черниченко, заведующая кафедрой воспитательной работы краевого педагогического лицея. – Это было сложное задание: быстро познакомиться с детьми, донести основную идею и еще увидеть результат.

Светлана Михайловна говорит, что в свое время отдала дополнительному образованию 15 лет, так что сегодня ее особенно радует, насколько более разнообразным, интересным и раскрепощенным оно стало.

– Эта сфера дает ребенку реальную возможность найти какой-то интерес и мотивацию. Из места досуга, где дети проводили время, сегодня учреждения дополнительного образования превратились в место для получения полезных знаний, все практические занятия играют огромную образовательную роль. Даже мы, когда работаем в составе жюри, многое переосмысливаем и убеждаемся, какой это сегодня мощный резерв воспитания!

С педагогом согласна и замначальника Главного управления образования и молодежной политики края Марина Дюбенкова. Поздравляя участников и победителей конкурса, она сказала:

– Для педагогического сообщества конкурс стал заметным событием и хорошей возможностью продемонстрировать педагогические достижения и профессиональное мастерство для тех, кто посвятил свою жизнь самым маленьким гражданам России. Только талантливый педагог может воспитать талантливого ученика, рядом с мастером может вырасти другой мастер.

Лауреатами XIII краевого конкурса стали Алена Александрова, тренер-преподаватель краевой детско-юношеской спортивной школы, Светлана Соломатина, педагог ДЮЦ Рубцовска, Татьяна Чернышева, педагог центра детского творчества Алейска, и Татьяна Юрьева, педагог Топчихинского детско-юношеского центра.

А победу и денежную премию в размере 80 тысяч рублей присудили Ирине Идт, педагогу из Поспелихинского районного центра детского творчества, руководителю кукольного театра «Золотой ключик». Секрет успеха победительницы, по ее собственным словам, прост и заключается в трудолюбии и любви к детям:

– Я учу ребят не только работать с куклами, но и познавать себя, быть ответственными и уметь дружить. Мне кажется, профессия педагога дополнительного образования важна тем, что именно мы создаем для детей ситуацию успеха и помогаем им найти свой жизненный путь.

Журналистам счастливая победительница призналась, что благодаря конкурсу у нее словно крылья выросли, «хочется творить и делать для детей еще больше».

Фоторепортаж