Преодоление

00:00, 07 июня 2014г, Общество 2513


Преодоление Фото №1

Наталья Валентиновна Томилина, социальный работник филиала по Ленинскому району комплексного центра социального обслуживания населения Барнаула, работает с детьми-инвалидами на дому. В числе ее подопечных – пятилетний Захар Ермаков.

А всего в группе, которую ведет Томилина, шестеро подопечных. Самому младшему – неполных два года, самым старшим – пять-шесть лет. До реорганизации учреждений соц-
защиты, которые назывались центрами социальной помощи семье и детям, Наталья Валентиновна работала в одном из центров Ленинского района краевой столицы инструктором по физической культуре. В числе ее подопечных были и дети с ослабленным здоровьем. После реорганизации должность инструктора упразднили, зато ввели такой вид помощи, как обслуживание на дому детей-инвалидов. Вот тут-то и пригодилось инструкторское мастерство Томилиной.

– Когда полгода назад нам позвонила Наталья Валентиновна и предложила заниматься с ребенком, я согласилась, но довольно скептически отнеслась к этой затее, потому что прежде никто из специалистов не давал нам никаких обнадеживающих прогнозов на будущее. Нам предлагалось смириться и положиться на волю Божью. Но мириться не хотелось, поэтому звонок из службы соцзащиты мы посчитали шансом судьбы, – признается мама Захара. – Как же я рада, что согласилась. Теперь даже страшно подумать, что в жизни Захара не было бы Натальи Валентиновны. Человек она удивительный. Мало сказать заинтересованный – то, что ей удается, сродни чуду. Она вошла в наш дом как родной человек. Захар сразу к ней потянулся, как будто всю жизнь ее знал. Сразу стал с ней общаться, слушать и делать все, что она ему говорила.

Сам по себе непростой диагноз – ДЦП у мальчика осложнен еще эпилептическим синдромом. На практике это означает, что после каждого приступа все наработанные невероятным трудом достижения сводятся почти к нулю и все нужно начинать сначала. И как ни горько, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, нельзя сердиться и терять веру в то, что успех возможен. Так и жили все эти пять лет Ермаковы.

Маму и сына поддерживали все остальные члены семьи – бабушка, старшая дочь и, конечно же, папа. А в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, надежная мужская опора особенно необходима. Хотя далеко не каждый отец может выдержать такое испытание, но Ермаковы – счастливое исключение из этого правила. Глава семьи частенько устраивает загородные поездки на природу или по краю с посещением памятных мест: на родину Михаила Евдокимова, Валерия Золотухина, в Белокуриху.

С появлением Томилиной вера в успех будто обрела крылья. За полгода у Захара не было ни одного приступа, он окреп физически, стал произносить звуки, пока только гласные, но это великое достижение для мальчика, считают члены семьи и наставница. Главное, что все они его понимают. А установление такого контакта уже означает определенную степень адаптации человека в социуме.

– Когда я первый раз пришла к Ермаковым, мы почувствовали себя так, будто знакомы очень давно. И Захар принял меня очень доброжелательно. Были даже такие теплые моменты, когда он взял меня за руку. Ему очень понравилось танцевать, он поцеловал меня, и я прослезилась. Он очень хороший, добрый мальчик. Да и вся семья очень хорошая. Сообща растят мальчика, помогают ему во всем. И сам он старается.

Томилина отмечает, что за то время, что с ним занимается, видит большие продвижения. А они касаются не только общения с маленьким подопечным, но и с его родителями. Соцработник задает импульс движения, а основную работу в ее отсутствие должны делать они. Поэтому с самого начала настраивала маму на то, что надо учить сына преодолевать трудности. Нельзя, жалея мальчика, позволять ему делать только то, что он любит. Надо показывать ребенку, что иногда нужно делать и то, что не нравится. Это необходимо. Если прежде Захар не звал маму даже в те минуты, когда ему нужна была помощь, то теперь мальчик знает, как дать о себе знать.

В первой группе, с которой работала Наталья Валентиновна, было восемь детей, сейчас будет шестеро, но заниматься с ними она будет не по одному, а по два раза в неделю. Официально на каждое занятие отводится час, но на практике гораздо дольше.

«Работаем на результат, – говорит Наталья Валентиновна, – у кого-то он более очевидный, как, например, у Захарки, у кого-то менее, но результат всегда есть и всегда положительный. Но ведь и заболевания у детей разные, как и характеры.

Цель нашей работы – реабилитация детей с ограниченными возможностями до уровня их социальной адаптации в обществе. Дети должны усвоить, что есть мир за пределами родного дома, в котором малышу придется жить, борясь за каждый свой шаг, придется общаться с другими людьми. Я рада, что Захар в своем юном возрасте начал это понимать. Когда мы познакомились, он не ходил, а сейчас он передвигается, держась за коляску. Я страхую его, но не прикасаюсь к нему, а держу руки на расстоянии, это скорее психологическая поддержка, а главное движение делает он сам. И когда это случилось в первый раз, у нас с Олесей Витальевной был настоящий праздник. Каждый шаг – это победа. И сегодня у нас тоже была победа – Захар самостоятельно, без поддержки стоял на ногах. Всего несколько секунд, но стоял! И мальчик сам понимает, что он этого раньше не делал. Это ли не радость для нас?»

Новости партнеров
Фоторепортаж