«Надеюсь на чудо»

00:00, 12 июня 2014г, Общество 1442


«Надеюсь на чудо» Фото №1

22 июня жителей Советского Союза потрясла ужасная новость – началась война. С тех пор прошло уже много лет. В нашем крае осталось совсем немного тех, кто вынес тяготы войны на собственных плечах. Один из них – Михаил Яковлевич Дегтярев.

Михаил Яковлевич был призван в армию в 1942 году. Службу он проходил на Дальнем Востоке, в Монголии, участвовал в войне с Японией. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Японией» и «За боевые заслуги». В 1946–1948 годах служил во Владивостоке сверхсрочником в строительном батальоне. После демобилизации вернулся в Барнаул. 41 год отработал на станкостроительном заводе, был технологом, начальником участка. Михаил Яковлевич – глава рабочей династии Дегтяревых.

Война запомнилась Михаилу Яковлевичу тяжким трудом. Он попал в 27-й Краснознаменный мотострелковый полк. Казармы, в которые привели солдат, оказались в ужасном состоянии. Холодно, в потолке дыры, которые пришлось затыкать соломой. А на дворе ноябрь. Всю зиму солдаты пытались натопить помещение, но спать можно было только в шапках – а не разрешали. Только летом солдаты помимо прохождения основной службы занялись обустройством казарм. Замешивали саман, формировали из него кирпичи, которые затем на себе перетаскивали к стройке.

Оттуда же Михаил Яковлевич вынес и простую истину.

– Для солдата самое главное не еда, а сон. Именно он восстанавливает силы. Без еды можно какое-то время прожить, без сна – нет, это я запомнил навсегда, – рассказывает фронтовик, – хотя голод – это тоже страшно. Современникам сложно понять, что такое нехватка еды, что такое пайка. Да я и сам-то понял это уже после войны, когда учился в училище. Нас там кормили как положено – и первое, и второе, и третье давали. Иногда были пончики. И мы часто жаловались, что 650 положенных нам граммов – мало. Однажды завхоз рассказала нам, что в Ленинграде выдавали всего 250 граммов хлеба на человека и в отличие от нас никакого приварка. Я помню, это нас сильно потрясло.

А еще он считает, что выжил благодаря тому, что попал именно на Дальний Восток.

– У меня были проблемы с легкими, и если бы я попал на войну с Германией, то мог бы просто не выдержать той жуткой нагрузки, которая там была. А сейчас я испытываю гордость и радость оттого, что дожил до этого времени, увидел внуков и правнучку.

Кстати, день, когда он узнал о Победе над Германией, Михаил Дегтярев не мог не запомнить.

– На построении нам объявили о капитуляции Германии. Эхо нашего «ура!», наверное, до сих пор носится там по Монголии, где мы тогда служили, – улыбается он, – глотки драли не жалеючи. Это был великий день!

А потом была война с Японией. Там, где служил Михаил Дегтярев, особенно больших боев не было. Но… тут фронтовик вспомнил о поэтессе Юлии Друниной.

– Она написала целый цикл стихов о войне. И все они правда. Помните?

«Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне».

Это все так. Но есть слово «надо», и перед ним забывается все. Самое главное теперь, чтобы мы, современные, и тот, кто был на войне, и тот, кто никогда не был, помнили, что война – самое большое зло на земле. Больше всего в войну страдают дети. А при нынешнем вооружении война будет означать самоуничтожение. Это нельзя никогда забывать, – предостерегает фронтовик.

Михаил Яковлевич надеется когда-нибудь встретиться со своими сослуживцами. Он понимает, что его чаяния очень призрачны. Но…

– У нас был чудесный старший сержант Белов. Когда в нашей роте случилось ЧП, он спас всех. Я понимаю, что он еще старше меня и надежды практически нет. Но вдруг чудеса все-таки случаются? – говорит фронтовик.

Фоторепортаж