Первопроходцы

00:00, 20 июня 2014г, Общество 1963


Первопроходцы Фото №1

Столетие первовосхождения на высочайшую вершину Алтая и Сибири Белуху отмечает в этом году альпинистская общественность. Это оказалось по силам братьям Борису и Михаилу Троновым.

Записка в жестянке

«Белуха, как корона могучего царя Алтая, находится в стране заоблачной и очень редко сбрасывает с себя фату туманов. На ее вершине никогда не бывала нога человека». Когда эта информация из историко-этнографического очерка Георгия Гребенщикова «Алтайская Русь» дошла до читателей, на вершине горы уже была сложена небольшая горка камней с запиской в жестянке. В записке сообщалось, что братья Борис и Михаил Троновы первыми в истории Алтая ступили на девственные снега самого верха Белухи. Произошло это 26 июля по старому стилю (8 августа) 1914 года в 15.30 пополудни. Успешному восхождению предшествовало несколько попыток.

Наши славные земляки-змеиногорцы были в ту далекую пору студентами естественного отделения физмата Московского государственного университета. В год восхождения на Белуху было им немного за 20 лет. До знаменательного восхождения они вместе с отцом, военным врачом Алтайского округа Владимиром Троновым, побывали в горах Монгольского Алтая. Отец приохотил сыновей к исследованию родного края. В дальнейшем братья Борис и Михаил Троновы посвятили жизнь исследованию Алтая, открыли более половины всех известных ледников в Алтайских горах. Очерк «Восхождение на Белуху» (опубликован в 4 книге журнала «Землеведение» за 1915 год) положил начало альпинизму на Алтае.

В газетных публикациях более подробно освещается деятельность младшего брата Михаила, а о старшем Борисе излагаются в основном анкетные данные. Хотелось бы восполнить пробел, право на это даёт мне тот факт, что в течение 14 лет мы были сослуживцами с Борисом Владимировичем Троновым, конечно, разными по возрасту и положению.

Молодым читателям газеты «Алтайская правда» хочу сказать, что первовосхождение на высочайшую вершину Сибири – это не пик достижений братьев Троновых, а только первый значительный вклад смелых и пытливых людей в предстоящий длительный жизненный путь.

Борис Тронов родился 26 марта (8 апреля по новому стилю) 1891 года. Первоначальное образование получил в семье, с 1902 по 1905 год учился в Томской мужской гимназии. Затем вместе с матерью Валентиной Константиновной и братом Михаилом переехал в Москву и поступил в 10-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1909 году с золотой медалью. В том же году Борис стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Московского государственного университета.

Примечательный для семьи Троновых факт: пока сын учился в гимназии, мама даром времени не теряла, Валентина Константиновна была слушательницей Высших женских курсов в Москве. После поступления сына в МГУ она вернулась на Алтай, преподавала в женской гимназии, внесла свой вклад в образование молодого поколения барнаульцев.

Студенческие годы пролетели быстро. В 1913 году Борис получил диплом первой степени с резолюцией: «Оставить при кафедре для подготовки к профессорскому званию». Работал Тронов в университетской химической лаборатории, которой руководили самые яркие в то время представители отечественной химии академики Владимир Марковников и Николай Зелинский, научная общественность помнит Зелинского как изобретателя противогаза.

Непосредственным научным руководителем Бориса Тронова назначен будущий академик Владимир Челинцев. Пройдя хорошую теоретическую и экспериментальную школу в химической лаборатории Московского государственного университета, Борис Владимирович выполняет глубокие исследования некоторых химических соединений и ещё до революции 1917 года успевает опубликовать в научных изданиях одиннадцать работ.

Одна любовь на всю жизнь

Лето Троновы-младшие проводят в горах, начиная с 1912 года систематически исследуют высокогорный Алтай. Братьев по праву считают пионерами сибирского альпинизма. После восхождения на вершину Белуху они побывали у истоков Аргута, Ясатера и Алахи. Младший брат Михаил Владимирович посвятил изучению высокогорного Алтая всю свою жизнь, создал науку гляциоклиматологию, был удостоен многих престижных государственных и международных наград.

Борис Тронов сдал в МГУ экзамен на звание магистра в 1918 году, с тем и уехал в Сибирь. Через год началась его научная и педагогическая деятельность в Томском государственном университете. Но спустя несколько десятков лет успешной работы и благоустроенной жизни он всё-таки вернулся на Алтай. С начала 1965 года и до конца своих дней Борис Владимирович трудился в Алтайском политехническом институте в должности заведующего кафедрой органической химии.

В кругах учёных-химиков известна именная реакция Тронова-Новикова. Огромная эрудиция Бориса Владимировича Тронова в любых разделах химии позволяла определить пути развития малоисследованных областей органических соединений. Так была высказана фенольная теория самовозгорания углей и предложены пути преодоления этой проблемы.

В годы Великой Отечественной войны был разработан метод получения заменителей нефтепродуктов из древесины. Местные предприятия были обеспечены горюче-смазочными материалами, а Борис Владимирович отмечен министерской премией.

Воплощение интеллигентности

Лекции Тронова были неброскими, но они запоминались. В аудиторию входил худой, внешне хрупкий человек, зачем-то брался рукой за газовый кран, держался за него всю лекцию, отрываясь лишь для написания на доске сложнейших химических формул (кто изучал органическую химию, представляет, что это такое). Тихим голосом, ровно и без запинок профессор излагал глубинные вопросы теории. Всегда без ошибок, поправок, без тезисов и конспекта.

Студентов восхищала железная логика изложения материала. За свою жизнь я прослушал десятки лекций многих выдающихся учёных, блистательных ораторов, но лишь однажды лекция известного выдающегося учёного-физика оставила такое же впечатление, как лекции Бориса Тронова. Подумал тогда: что же сближает этих двух учёных, ставит их вровень? Ответ нашёлся не сразу. По крайней мере для меня он звучит так: им не нужны были подпорки в виде книг, конспектов, потому что наука, основы которой они излагали, росла и развивалась одновременно с ростом и развитием самих учёных. Только для одного это была органическая химия, для другого – радиационная.

На четвёртом курсе мне довелось сдавать экзамен по предмету Борису Владимировичу. До сих пор помню вопросы билета, содержание беседы с преподавателем. Не было ощущения, что ты на экзамене у светила науки, не было чувства ущербности перед личностью большого учёного. Тронов чрезвычайно уважительно относился к любому человеку. Однако в его окружении были люди, которые не понимали интеллигентности учёного, порой обращались с ним неуважительно. По институту о нём ходила масса слухов, рассказов, каких-то нелепых историй, легенд и мифов. Но всё это говорит лишь о масштабах личности: о мелких и серых людях анекдотов не сочиняют, их не цитируют, они просто никому не интересны.

Несколько лет назад на нашем учёном совете защищала диссертацию иногородняя аспирантка и её руководитель, доктор наук, начал выступление словами: «Как говорил нам мой учитель Андрей Борисович Тронов…» Подумалось, что профессор ошибся, забыл имя и отчество. Но оказалось всё верно, молодое поколение учёных цитирует сына Бориса Владимировича – Андрея. Так люди, славно потрудившиеся при жизни, живут среди нас в сыновьях, внуках, учениках…

Борис Тронов подготовил около шести десятков кандидатов наук, из которых полтора десятка стали докторами наук. Среди его учеников двое удостоены звания Героя Социалистического Труда. Есть и лауреаты Государственной премии.

Трудовой жизненный путь Бориса Владимировича высоко оценен государством: в 1940 году он был награждён орденом «Знак Почёта», в 1946 – получил орден Трудового Красного Знамени. В 1957 году ему вручили высшую государственную награду страны – орден Ленина. В эти же годы ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники.

Похоронен Борис Тронов в Барнауле на Власихинском кладбище. Могила находится сразу после центрального входа, в первом ряду налево. 45 лет исполнилось, как ушёл из жизни наш замечательный земляк.

Читатель! Проходя мимо, почти память Бориса Владимировича Тронова, он это заслужил!

Александр ВИХАРЕВ, профессор, председатель Алтайской региональной организации Российского химического общества имени Д.И. Менделеева.

Фоторепортаж