СТИХОТВОРЕНИЕ, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ

00:00, 08 октября 2010г, Общество 4889


СТИХОТВОРЕНИЕ, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ Фото №1

«Жив ты или помер – главное, чтоб в номер материал успел ты передать» - так сформулировал труд журналиста в Отечественную войну великий российский писатель Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915 – 1979) в стихотворении-песенке «Корреспондентская застольная».

Всю войну прошагал Симонов в солдатской шинели, будучи военным корреспондентом. В течение войны и после победы он написал множество очерков, репортажей, поэтических, прозаических и драматических произведений о войне. Симонов – поистине летописец Победы. Строки его произведений, опаленные войной, чем дальше, тем сильнее привлекают к себе внимание новых и новых поколений читателей.

В конце 1941 года, затем в 1942 году многие печатные издания страны опубликовали самую большую удачу Симонова – стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» . Это и многие другие стихи писателя после войны напечатаны под рубрикой «С тобой и без тебя». Они навеяны присущими любому фронтовику воспоминаниями о матери, о жене, о любимой девушке… Бойцы верили в победу, во встречу с любимой женщиной.

…В трудных фронтовых условиях создавалась и издавалась ежедневная газета «Бюллетень» для Черноморской группы
войск. 1941-й год. Однажды в комнату, где размещалась редакция, вошел высокий молодой человек в черном летнем комбинезоне с двумя шпалами в петлицах. Интендантом второго ранга оказался специальный корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов. Тогда ему исполнилось 26 лет.
Журналисты «Бюллетеня» попросили писателя почитать что-то из довоенной поэмы «Пять страниц». Один журналист даже продекламировал несколько строк из поэмы:

Через час с небольшим
уезжаю с полярным
экспрессом.
Так мы прочно расстались,
что даже не страшно
писать.
Буду я отправлять,
будешь ты получать
с интересом,
и знакомым читать,
и в корзину спокойно
бросать…

В воцарившейся тишине ожидания раздался громкий голос Симонова: «Поэму читать не буду. – И, хитровато улыбаясь, пояснил: - Во-первых, она написана давно, а во-вторых, поэма длинная – устанете слушать. Я прочитаю вам новые стихи». И стал читать стоя, тихо, доверительно, словно ведя с кем-то интимную беседу:

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут
ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Стихи звучали диссонансом к приведенным выше строкам из поэмы «Пять страниц». Они выражали настроения и чаяния фронтовиков, были близки и понятны каждому из них. Ответственный секретарь «Бюллетеня» Сергей Кошелев так вспоминает: «Когда журналисты умолкли после восторгов, Симонов сказал: «Не буду возражать, если опубликуете в «Бюллетене». Затем он, не торопясь, продиктовал «Жди меня» для набора в очередной номер газеты.

Передо мной дневники Симонова за 1942-й год. Любопытен казус с опубликованием «Жди меня» в «Красной звезде» и «Правде». Редактор «Красной звезды» Ортенберг сетовал, что стихотворение не героическое, а интимно-лирическое: «Эти стихи, пожалуй, не для военной газеты, нечего растравлять душу солдат – разлука и так горька!»

Идя по редакционному коридору, Симонов встретился с редактором «Правды» П.Н.Поспеловым. Разговор зашел о стихах, их маловато в «Правде». Симонов, не отойдя от встречи с Ортенбергом, сказал, что у него есть стихи, но не для «Правды». И все-таки, поколебавшись, прочел их. Поспелов похвалил стихи, но: «Только вот у вас там есть строчка «желтые дожди»… Почему «желтые»?» Пригласил члена редколлегии Е.Ярославского. Симонов еще дважды прочел стихи. Ярославский одобрил: «Разве вы не замечали, что дожди бывают разного цвета?» Хотя Симонов им объяснил, что хотел этим «желтым дождем» выразить свою тоску. Через несколько дней Симонов увидел свое «Жди меня» напечатанным на третьей странице «Правды».

Ставшее знаменитым «Жди меня», опубликованное во многих газетах, переписывали армейцы и отсылали их на малую родину в письмах-треугольниках. Письма заканчивались словами: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди», ставшими клятвой.

К. Симонов напишет пьесу «Жди меня». В 1943 году выйдет как бы сюжетно развернутым стихотворением кинофильм «Жди меня», где главную роль Лизы Ермоловой, жены летчика, сыграла незабываемая Валентина Васильевна Серова (1917 – 1975), талантливая киноактриса, первая жена Симонова, которой он и посвятил «Жди меня». Серова убедительно раскрыла тему женской верности, которую героиня проносит сквозь суровые испытания военного времени. «Просто ты умела ждать, как никто другой». Фильм был снят в Алма-Ате (режиссер А. Столпер, композитор М. Блантер).

…И спустя 68 лет российские солдаты, служа в армии, участвуя в локальных военных действиях, пишут своим возлюбленным святые симоновские строки из «Жди меня». Как свидетельствуют литературоведы, «Жди меня» обрело всемирную известность как символ женской верности в годы войны. Сам Симонов писал об удивительной судьбе этого стихотворения: «Жди меня» - сугубо личное послание, даже вначале не предназначавшееся для печати». А оказалось самым эмоциональным откликом на события войны и пользовалось невиданной популярностью.

Виктор КИНЕЛЕВ.

Фоторепортаж