ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ!

00:00, 18 марта 2010г, Общество 1577


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ! Фото №1

Снова в барнаульской гимназии N 45 звенит звонок. В шестом "Б" начинается урок истории, но сегодня его ведет не учитель, а практикантка, студентка четвертого курса исторического факультета АлтГУ Маргарита Кривошеева. Это ее первая педагогическая практика. На доске уже записаны число, тема урока и домашнее задание...

Главное - начать

- Здравствуйте, дети, садитесь! - привычная для школьников фраза сегодня звучит несколько иначе. Оно и понятно, попробуй сохранить спокойствие перед такой аудиторией: 25 человек разглядывают с любопытством да еще школьный учитель истории и преподаватель из университета наблюдают за ходом урока! Главное - начать... Новая тема - создание древнерусского государства.

- А для начала расскажите, как вы понимаете, что такое государство, - просит Маргарита Юрьевна. И, кажется, постепенно спадает та напряженность, которая была в начале урока, а голос звучит увереннее. Дети усиленно тянут руки, но, на удивление, нет ничего похожего на "м-м-м, можно я!". Позже узнаю, что сегодня в шестых классах День вежливости. "Вежливостью открываются все двери" - этим английским крылатым выражением начинается журнал, в который учителя вносят баллы за дисциплину на перемене, поведение и ответы на уроках.

Когда Маргарита Юрьевна начинает рассказывать, как создавалось древнерусское государство, ее голос уже совершенно четок и тверд. Она не забывает улыбаться - и дети улыбаются в ответ. Нерешительность, чуть сквозившая вначале, сменяется спокойствием. Теперь можно задать уточняющие вопросы, чтобы проверить, как ребята усвоили новый материал... Снова звонок, урок окончен - и будто не было 45 минут, таких волнующих для будущего педагога.

Главная задача - заинтересовать ребят - точно достигнута: почти всю перемену практикантку с вопросами окружают ученики.

"Мы уже знаем, как с ними работать"

- Расскажи, почему ты выбрала профессию учителя?

- Моя мама - учитель физики, как и тетя, а папа преподавал в музыкальной школе. Впрочем, будущую профессию я выбрала, глядя на нашу молодую учительницу истории. У нее была новая для нас манера подачи материала: она многое давала под запись, мы меньше работали с учебником, что мне очень нравилось. Вообще, я выбирала между физикой и историей, но последняя показалась интереснее. К тому же исторические даты я всегда легко запоминала, в школе легко называла любую.

Вообще, когда-то я грезила военной службой, была готова к полевым трудностям да и физический труд не смущал - хотела поступать в Высшую школу милиции или в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Родители тогда приняли мой выбор, но я не прошла по состоянию здоровья. А потом они также поддержали меня, когда я пошла на истфак.

- Чем запомнился первый урок?

- Мне показали кабинет: "Иди преподавай". А я тогда еще плохо представляла себе, что это за работа, - признается Рита. - И испытала легкий шок от того, сколько всего предстоит сделать: найти общий язык с ребятами, заинтересовать их. Было немного страшно от необходимости самой следить за происходящим в классе.

- Наверное, поначалу непросто готовиться к занятиям?

- При составлении плана урока особых сложностей нет. Я смотрю, что есть в учебнике, пишу план с опорой на методические разработки. Записываю ход урока по пунктам - это полезно, ведь вопросы учеников иногда могут сбить с мысли. Когда включаю дополнительные сведения, то обращаю внимание на время: если его будет не хватать, прикидываю, что можно сократить, а что задать на дом. Дело в том, что на уроке пять-десять минут уходит на проверку домашнего задания, еще пять минут оставляешь на закрепление изученного, и остается всего 25-30 минут на выдачу большого объема материала.

- Достаточно ли сейчас знаний, полученных в вузе?

- Вполне. К информации из учебника можно добавить какие-то интересные факты, которые мы узнали в университете. Сегодня дети перед уроком, бывает, учебник читают, потом еще и учителю могут подсказывать! В вузе сначала преподают общую и возрастную педагогику, чтобы мы знали, как работать, а затем идет методика преподавания истории, когда и объясняют, как вести уроки. Но для нас очень важно, что в школах, в которые мы приходим на практику, нам всегда помогают учителя. На нас ведь еще и классное руководство ложится, и опытные педагоги всегда дают ценные советы.

- Что-нибудь смущает в учительском труде?

- Разве что дисциплина детей. Впрочем, сейчас я в хорошей гимназии, все более-менее спокойно в отличие от некоторых других школ, о которых мне рассказывали однокурсники, проходящие практику. Мои ребята очень любознательны!

- Рита, как будущий педагог, чего ты ждешь от Года учителя?

- Как и большинство - увеличения зарплаты молодых педагогов. А вот техническое оснащение современных школ все-таки постепенно улучшается.

Елена ХОДЯКОВА

Комментарий

Татьяна Геннадьевна Безбородова, учитель истории барнаульской гимназии № 45:

- Молодые специалисты приходят из университета хорошо подготовленными, однако не имеют практических навыков. Каждый урок для них - явление неординарное, план один, а реальность может быть другой. Кто-то не пришел, кто-то отказывается отвечать. Учитель, начав урок, должен сразу понять, что делается в классе. Дети - это чудо, которое нужно уметь почувствовать. Это же великое искусство: стоять перед аудиторией, говорить с ней на одном языке, чувствовать себя с ней одним целым и добиться того, чтобы дети уходили с урока довольными. Вот этому и должны научиться будущие педагоги на практике.

Фоторепортаж