ГОРОДА-ПРИЗРАКИ: ЕВАНГЕЛЬСК

00:00, 17 декабря 2010г, Общество 3874


ГОРОДА-ПРИЗРАКИ: ЕВАНГЕЛЬСК Фото №1

11 сентября 1927 года группа верующих людей заложила у самого начала реки Обь город Евангельск, сделав символические шаги к созданию фаланстера на Алтае, в котором предполагалось вести самое современное, культурное хозяйство…

Навстречу Солнцу

Отрицательное отношение большевиков к религии общеизвестно. Однако история взаимоотношений советской власти с религиозными организациями знала и периоды относительного затишья. Предпринимались попытки расколоть монолит прихожан, создать «обновленческое крыло», приспособить церковь к пропаганде классовых идей, объединить «революцию идей» с «революцией духа».

К примеру, на XIII съезде РКП (б), проходившем в мае 1924 года, решили: «Особо внимательное отношение необходимо к сектантам.., в среде которых замечается много активности. Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы».

Этим директивам во многом отвечала деятельность евангельских христиан. Например, X Всесоюзный съезд евангельских христиан, которые прежде придерживались пацифизма, в декабре 1926 года даже принял резолюцию о несении прихожанами воинской службы. Их лидер Иван Проханов в статьях осуждал праздность, а труд называл божественным предназначением для людей на земле, повторяя библейские слова: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен».

Для реализации идеи коллективного труда Иван Проханов намеревался построить в Сибири город Евангельск, или город Солнца. В проекте должны были проявиться элементы «Города Солнца» итальянского утописта Томмазо Кампанеллы, сада-города английского градостроителя Эбинера Говарда с молитвенным домом в центре круглой площади, окруженной радиальными улицами с административными, культурными и жилыми зданиями, а также идеи французского социалиста-утописта Шарля Фурье о строительстве фаланстера – дворца для самодостаточной коммуны-фаланги.

 

На стрелке Бии и Катуни

25 августа 1927 года Наркомзем РСФСР, Управмелиозем и Гос-имущество, рассмотрев ходатайства президиума всесоюзного совета евангельских христиан, возглавляемого Иваном Прохановым, разрешили поиск места для переселения верующих «в достойном порядке».

Для приискания такого места Иван Проханов с единомышленниками в начале сентября 1927 года побывали сначала в Кош-Агаче, но их, вероятно, смутили слишком суровые условия алтайского высокогорья.

11 сентября Иваном Прохановым, инженером Михаилом Шоп-Мишич и их единомышленниками при слиянии Бии и Катуни было выбрано место для постройки города-сада.

Это – сакральное место на Алтае, где из вод Бии и Катуни рождается великая Обь. По указу Петра Первого от 29 февраля 1708 года здесь, на Иконниковской протоке, в 1709 году был возведен Бикатунский острог. Спустя год небольшая крепость была сожжена джунгарами, а город Бийск в 1718 году построен в двух десятках километров выше по течению Бии.

Вот на этом священном месте евангельские христиане для символического обозначения будущего города посадили саженцы американского клена, а также дубов (по другим данным – сибирского кедра).

«Друзья мои! Пусть эти зеленые насаждения свидетельствуют о наших начинаниях, – сказал тогда Иван Проханов. – И здесь вырастет со временем город-сад!»

Члены экспедиции произвели привязку проекта на местности, начали первые работы по разбивке участка. «Часть города предполагается на равнине, против устья реки Бия; другая часть – на высоте около 60 метров от равнины, против устья реки Катунь и по течению реки Обь. Дома будут врубаться в лесную чащу, часть которой будет оставлена под парки и сады города. Окрестные бедные села будут перепланированы и евангелизированы».

Позже в книге «В котле России» Иван Проханов вспоминал: «Мне казалось проще реализовать наш идеал жизни не в старых городах и деревнях, не в привычных условиях обычного сельского или городского быта, а в новой форме. Я надеялся, что мы сможем найти такое удобное место для реализации наших планов в Алтайских горах. Город, где должны быть осуществлены новые принципы, должен называться город Солнца или город Евангелия. Мы нашли такое место на стыке двух рек – Бии и Катуни. Мы посадили несколько дубовых деревьев, закрепляя место будущего города».

Вскоре проект, который именовался «воплощением светлой мечты человечества», был одобрен пленумом президиума всесоюзного совета евангельских христиан (ВСЕХ). Американские баптисты выразили готовность его финансировать, а специалисты разработали план-схему города, в котором предусматривалось всё необходимое: жилища людей, помещения для скота, земли для полеводства и прокладки дорог…

Дело оставалось за благосклонностью властей. 12 ноября 1927 года на заседании Антирелигиозной комиссии страны рассматривался вопрос о выделении земли в Бийском округе Сибирского края евангельским христианам для строительства сектантского города. Проханову и его коллегам рекомендовалось обратиться с ходатайством о выделении земли в общем порядке как частным лицам. И такое разрешение ими было получено.

Однако начинание было обречено с самого начала. Наступал очередной поворот в многострадальной отечественной истории, именуемый “социалистическим преобразованием деревни”.

Едва ли Иван Проханов мог предвидеть такое. Напротив, он был упоён успехами союза единомышленников. К 1928 году численность евангельских христиан в стране приблизилась к полумиллиону, ещё около 400 тысяч входили в ряды “бапсомола” – молодежной религиозной организации союза. “Фактически мы начали победное духовное шествие по всей России. Мы должны были занять всю территорию страны, если бы не вмешательство атеистов”, - констатировал лидер евангельских христиан.

Безбожные власти вмешались решительно. 25 апреля и 25 мая 1928 года вопрос о городе Солнца вновь рассматривался на заседаниях Антирелигиозной комиссии: Наркомзему указали «ликвидировать дело с организацией всесоюзным советом евангелических христиан города Евангельска в Сибири, сообщив об этом решении соответствующим исполкомам». 24 января 1929 года Политбюро большевистской партии приняло постановление под названием «О мерах усиления антирелигиозной работы». А следом появился и закон о религиозных объединениях, который был полон запретительных статей: «Религиозным объединениям запрещается создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения, оказывать материальную поддержку своим членам, организовывать как специально детские, юношеские, женские, молодёжные и другие собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь». Наряду с «кулаком» врагом советской власти был объявлен и «поп». А 15 мая 1932 года по декрету Сталина началась «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны».

Идеолог евангелизма Иван Проханов летом 1928 года уехал за границу, где скончался в 1935 году. Но мечта о городе всеобщего счастья ещё долгое время жила среди верующих. Их лидер писал незадолго перед смертью в Берлине: «Я до сих пор придерживаюсь того мнения, что Сибирь с её неограниченными природными ресурсами могла бы стать землей, на которой евангельские христиане создали бы новую, лучшую жизнь для русского народа и превратили бы её в наиболее передовую и развитую часть континента».

Увы, многие соратники Проханова оказались в Сибири не по своей воле. Очень скоро их повезли прямо навстречу солнцу, на восток. Здесь они действительно строили города, но под конвоем, движимые не желанием плодотворно трудиться на своей земле, а полуголодные, несвободные, понукаемые охранниками. В тяжких испытаниях их поддерживала лишь вера в милосердного Бога.

 

Русский Лютер

Иван Проханов родился во Владикавказе 4 апреля 1869 года в семье молокан. Подростком был крещён в евангельскую веру – ветвь протестантизма, отличающуюся активной миссионерской деятельностью. Евангельских христиан отличают проповедь на живом, народном языке, глубокое знание Библии, гибкий подход к жизненным изменениям. Они считают, что православные священники действуют не как пастыри душ, а как государственные служащие, в устах которых звучит лишь ритуальная литургия и нет места для наставления и проповеди.

Проханов окончил Санкт-Петербургский технологический институт, затем получил богословское образование в Европе. В 1908 году основал всероссийский союз евангельских христиан, стал его руководителем. В 1911-м избран вице-президентом всемирного союза баптистов. Был известен также как духовный писатель, поэт, автор и переводчик духовных песен.

Он призывал широко использовать в труде “все достижения и усовершенствования науки и техники”, овладевать знаниями, получать высшее образование, практиковать “такие светлые, невинные развлечения, как спорт, гимнастику, плавание, греблю и бег на ристалище”. Иван Степанович считал советскую власть гарантом свободы совести, а факты преследования верующих относил на счёт произвола местных властей. Учил не бороться с советской властью, а привлекать евангельских христиан к “советскому обществу”. В эту концепцию хорошо вписывался проект закладки на Алтае города Евангельска, где предполагалось реализовать идею коллективного труда.

В книге воспоминаний «В котле России» он подробно описывает биографию и духовные искания. Однако вовсе не упоминает о контактах со спецслужбами, в частности, с «чекистским игуменом» Евгением Тучковым, начальником 6-го отделения секретного отдела ОГПУ, в руках которого Иван Проханов был послушной марионеткой.

Советская власть, разгромив евангельский союз в 30-е годы, в 1944-м инициировала его «возрождение», объединив евангельских христиан с баптистами в единый союз ВСЕХиБ. В 1960 году из него выделилась «инициативная группа», которая реорганизовалась в совет церквей ЕХБ, члены которого отказывались от регистрации общин в органах госвласти, за что подвергались репрессиям.

Один из них, житель Кулунды Николай Хмара, осужденный в декабре 1963 года, будучи до суда совершенно здоровым, в тюрьме на вторую неделю заключения внезапно умер. Его похороны вылились в акцию протеста.

Ещё одна подобная акция произошла 26-27 ноября 1965 года, когда группа верующих, получив отказ на обращение в Алтайский крайисполком с просьбой разрешить печатать и распространять духовную литературу, отказалась покинуть здание исполкома и пробыла в нём более суток. Так и не добившись исполнения своих требований, баптисты с пением псалмов направились к молельному дому. На Октябрьской площади Барнаула на них напали свыше двадцати дружинников, нескольких баптистов повалили на землю. Остановить избиение верующих удалось лишь наряду милиции.

Ровно через сто лет со дня проведения первой конференции евангельских церквей, 22 апреля 2009 года, на духовно-назидательном конгрессе было объявлено о создании объединения протестантов – всероссийского содружества евангельских христиан (ВСЕХ). Сейчас в стране насчитывается свыше 700 церквей евангельских христиан, входящих в 25 различных союзов и объединений.

Несколько лет назад я общался со старшим пресвитером Алтайского объединения церквей российского союза евангельских христиан-баптистов Виктором Кравчуком. Он что-то слышал о проекте Проханова, летом 2004 года даже пытался искать место, где предполагалось строить город, однако следов Евангельска не нашёл.

____________________
(Очерки цикла см. в номерах за 24 сентября, 8, 15, 22, 29 октября, 26 ноября, 10 декабря. Продолжение следует).

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж