По «болонскому» пути

из России утекают будущие Боткины и Пироговы

00:00, 04 марта 2011г, Медицина 2403


По «болонскому» пути Фото №1

По межгосударственной программе «Открытый мир», финансируемой библиотекой конгресса США и адресованной специалистам стран бывшего СНГ, сотрудники городской больницы №11 г. Барнаула – главный врач, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии АГМУ, профессор, доктор медицинских наук Андрей Коломиец и заместитель главного врача ГБ №11 по экономическим вопросам Светлана Митякова в минувшем году в разное время побывали в США для ознакомления с системой здравоохранения и медицинского образования. По просьбе редакции они согласились поделиться впечатлениями.

С точки зрения экономиста

- По опыту своего общения с руководителями медучреждений знаю, что один из самых острых вопросов для них – кадровый. Учебное заведение дает главным образом теоретическую базу, а профессиональные навыки выпускник должен приобрести в результате врачебной практики. Настоящего специалиста надо еще вырастить, воспитать, и на это потребуется не один год. Но и вырастить – полдела. Надо, чтобы молодой специалист был заинтересован остаться работать. Его подготовка обходится государству довольно дорого. Но это у нас, в России, а как в Америке? Как вы, Светлана Владимировна, оцениваете систему подготовки врачей в США с точки зрения экономиста?

- Система высшего медицинского образования в Америке тоже длительная, дорогостоящая. Но там не государство, а врачебные профессиональные ассоциации определяют число врачей и продолжительность их подготовки, чтобы не перенасытить рынок медицинских услуг профессионалами. Чем коммерчески рентабельнее специальность, тем дольше готовится специалист. Полноправным врачом молодой специалист может стать только лет через 10 после университета, если сдаст квалификационные экзамены в своей профессиональной ассоциации. Проводятся они очень жестко. Действующие члены ассоциации, сами пройдя ранее это горнило, не заинтересованы в излишнем расширении своего состава. Квалификационные требования максимально завышены, требуемые специализации излишне продолжительны. К примеру, по стоматологии право на самостоятельную работу специалист может получить лишь годам к 40.

 

Плюсы и минусы

- Светлана Владимировна, какую экономическую выгоду для России вы видите в переходе на западные стандарты образования, отраженные в Болонском соглашении?

- К сожалению, на сегодняшний день выгода отсутствует. А вот ущерб очевиден, поскольку фактически наша система образования сегодня бесплатно готовит специалистов для западных стран. Из-за значительной разницы в заработной плате у нас и у них молодые российские врачи охотно принимают приглашения западных работодателей, покидают родную страну. Идет постоянный отток врачебных кадров за рубеж. К примеру, только в Германии диаспора выпускников АГМУ в настоящее время достигает 400 человек, а это – годовой выпуск нашего медуниверситета. Взаимопризнание дипломов, думаю, только усугубит ситуацию для нас.

- Что же тогда подвигло Россию подписать Болонскую декларацию?

- Мы можем судить об этом только по материалам, публикуемым в прессе. Обычно говорят о том, что дипломы большинства российских вузов не котируются за границей, так что если вы намереваетесь уехать работать за рубеж, вам придется доказывать свою профессиональную состоятельность, проходя специальные тесты. Другой аргумент: техническое оснащение зарубежных вузов позволяет готовить специалистов на более высоком, чем в нашей стране, уровне. Согласно Болонскому соглашению определенный период обучения российских студентов должен происходить в вузах другой страны. В этом есть и плюсы, и минусы. Главный минус для нашей страны в утечке мозгов, для чего, по сути, создаются идеальные условия. Ведь, получая дешевое по стоимости и неплохое по качеству образование в России, молодой врач, подкрепив его практикой на прекрасной, технически оснащенной базе зарубежного вуза, после выпуска, конечно, с большей охотой выбирает высокооплачиваемую работу за рубежом. Поэтому, на мой взгляд, на сегодняшний день экономической выгоды для России от Болонского соглашения пока маловато, так как с учетом вышесказанного наша страна будет практически бесплатно готовить специалистов для западных стран.

- Во время своих стажировок за рубежом, Андрей Александрович, вы же сравнивали уровень вашей профессиональной подготовки с уровнем европейских врачей?

- Разницы я не заметил, по всему перечню обсуждаемых вопросов чувствовал себя в своей тарелке. Того же мнения придерживаются русские врачи, работающие за рубежом. А вот на этапе постдипломного образования (интернатура, ординатура, специализации) разница есть и выражается в перечне технологий, по которым идет обучение. На Западе они более современные.

 

По новым стандартам

- Светлана Владимировна, чего нам стоит ожидать от перехода системы высшего медицинского образования на международные стандарты?

- Я – не эксперт в области образования, но поняла следующее. России предстоит перейти к двухуровневой системе подготовки специалистов. Сначала поступающие в вузы имеют возможность получить общее высшее образование, что именуется по общей схеме – бакалавр. Затем имеющие склонность к наукам и желающие глубже ознакомиться со специальностью продолжают обучение в магистратуре. Но кому нужна в медицине такая схема «бакалавр-магистр», когда мы и с дипломом врача общей практики остаемся не у дел и только интернатура, ординатура или аспирантура дает возможность получить специальность и начать самостоятельную работу?

Не очень понятна российскому гражданину и система кредитов (ЕСТS), вводимая для унификации учета объема учебной работы. Кредиты становятся меркой полученных знаний, включая прослушивание лекций, практическую и самостоятельную работу, подготовку рефератов и докладов. За год необходимо набрать определенное число (60) кредитов-баллов, которые составят набор изучаемых дисциплин.

Пятьдесят процентов годового курса отводится на самостоятельную работу. Но я, например, не могу представить, как можно научиться делать инъекции или оперировать, только изучая методички по сестринской практике или учебники по хирургии. Настораживает и тот факт, что из полного набора дисциплин, которые должен изучить студент в течение выбранного им срока обучения (240 кредитов – диплом бакалавра, 300 – специалиста, 360 – магистра), 30 процентов он выбирает по собственному желанию из перечня обязательных предметов. Какой получится из меня врач, если я откажусь от обучения на кафедре психологии?

И еще – длительность медицинского образования. Первичная врачебная специализация продолжительностью до 4-5 лет будет проходить только при медицинских вузах.

 

Хотели как лучше...

- Так ведь это же хорошо! Разве увеличение длительности подготовки врача не даст здравоохранению лучше подготовленных специалистов, Андрей Александрович?

- Сомнений нет - хорошо! Только как в течение этих 4-5 лет компенсировать отсутствие на рабочих местах повышающих свою квалификацию врачей? У них система поствузовской подготовки отлажена давно, а мы к ней только присматриваемся. Мы вообще живем в других условиях, но это не учитывается сторонниками вводимых преобразований. Похоже, их не волнует, хотя, скорее, они просто не представляют, как будут решаться кадровые вопросы в конкретных больницах. Мы же, практики, беспокоимся, не спровоцирует ли это кризисные явления? Нельзя, считаю, слепо копировать западный опыт в условиях российской действительности, а вот некоторые элементы их системы образования вполне могли бы быть нам полезны. И в этом плане я бы выделил систему освоения практических навыков.

У них, прежде чем подойти к больному, любое медицинское действо студент в совершенстве отрабатывает на тренажерах и муляжах. И это очень разумно. Ведь все знают - чтобы управлять самолетом или автомобилем, надо освоить сам процесс вождения, и для этого сконструированы тренажеры-имитаторы. Но для отработки навыков лечения пациентов в учебных заведениях их почему-то до сих пор нет!? Когда я был студентом, мы многие навыки, вплоть до инъекций, отрабатывали друг на друге и только потом под руководством преподавателя общались с пациентами. Но сейчас-то уже ХХI век! Чем больше тренажерной практики, тем точнее действие, тем лучше и результат лечения. Нужно шагать в ногу с прогрессом!

Слава богу, мы дождались того, что на нашей кафедре ортопедии и травматологии АГМУ в 2010 году открыты кабинет практических навыков и учебная перевязочная. Туда приобретено два зарубежных тренажера, на которых студенты могут отрабатывать технику любой лечебной процедуры, вплоть до искусственного дыхания, учиться делать массаж сердца, останавливать кровотечение, накладывать различные повязки и гипс. Даже преподавательский состав кафедры с интересом включился в эту работу.

Но это лишь первый шаг, хорошо, что он сделан, но нужны другие тренажеры, муляжи, нужна и видеотрансляция в учебные классы из операционных и перевязочных. Чем больше наглядности и практического общения в период профессиональной подготовки будущего специалиста, тем выше будет качество нашей работы. Другие клинические кафедры медуниверситета имеют точно такие же проблемы, с какими столкнулись и мы.

Решение вопроса освоения практических навыков – ключ к модернизации медицинского образования!

- «Болонский» курс избран, обратной дороги нет?

- Надеюсь, уж коли мы так любим оглядываться на Запад и на Америку, мы все-таки возьмем пример с США в главном. Американцы очень прагматичны и самодостаточны. Вы удивитесь, но они оставили «болонский» процесс без внимания. Их устраивает собственная система образования, при этом им абсолютно все равно, что о них думают в других странах. Из чужого опыта они заимствуют только лучшее, но внедряют его у себя, не отказываясь от своих основ образования. При этом в США ежегодно получают высшее образование до 800 тысяч иностранных студентов, а во всех европейских странах, вместе взятых, - всего 250-300 тысяч. Вы представляете, сколько прямо и косвенно зарабатывает на этом Америка? Вопрос же признания американских дипломов решается прямыми двусторонними договорами с заинтересованными странами. Нам тоже следует быть самодостаточными, видеть свою собственную экономическую выгоду и учитывать последствия нововведений, чтобы не получилось, что хотели как лучше, а вышло как всегда.

Фоторепортаж
Блоги