Чтобы улики «заговорили»

00:00, 11 марта 2011г, Происшествия 2359


Чтобы улики «заговорили» Фото №1

Нередко именно благодаря своевременно проведенным экспертизам удается раскрывать самые сложные преступления. Улики - немые свидетели, специалисту рассказывают очень многое. А чтобы они «заговорили», нужно потрудиться. Собеседник «АП» - главный эксперт отдела криминалистических учетов экспертно-криминалистического центра ГУВД по краю майор милиции Ольга Михайлова знает это лучше других.

- Ольга Михайловна, почему вы выбрали работу в милиции?

- В детстве мой дядя, который служил в органах правопорядка, в шутку постоянно называл меня маленькой милиционершей. Но я решила, что это может быть и всерьез. Училась в лицее № 45, в классе с юридическим уклоном, уже четко представляя, что в будущем хочу работать именно в милиции.

- Как получилось, что стали заниматься именно экспертизой?

- Это очень интересная работа. Еще школьницей я ходила на стажировку в ЭКО (экспертно-криминалистический отдел) ОВД Центрального района. Мне нравилось наблюдать, как работают эксперты, следователи, как-то даже захватывало это. Поэтому особых раздумий, какой профиль выбрать в будущем, не было.

- И какие шаги предприняли, чтобы прийти в профессию?

- Сразу после окончания лицея я поступила в Волгоградскую академию МВД РФ, там и получила высшее образование, училась с 1997 по 2001 год. Затем по распределению вернулась на родину, в город Барнаул, попала в ЭКО ОВД Октябрьского района, где проработала вплоть до 2006 года.

Затем моего непосредственного начальника и меня пригласили на работу в ГУВД по Алтайскому краю в отдел криминалистических учетов. Здесь начали организовывать абсолютно новый отдел.

Работа в ГУВД для меня огромный шаг вперед. Когда занимаешься любимым делом, любые препятствия можно преодолеть.

Считаю, что интереснее моей работы нет. Помимо того, что мы непосредственно занимаемся экспертизой, ведем картотеку поддельных денежных билетов, ценных бумаг и документов, монет, а также следов обуви.

- Какие экспертизы проводите лично вы?

- Всего существует семь основных видов экспертиз: дактилоскопическая (исследуются следы рук); трасологическая (исследуются следы орудий взлома, следы транспортных средств, следы зубов, следы взломанных замков); почерковедческая (исследуются особенности почерка человека), баллистическая (исследуются оружие и патроны); технико-криминалистическая (исследуются документы, денежные знаки); габитоскопическая (исследуются фотографии, портреты человека); а также экспертиза холодного оружия. Все приходилось применять на практике на моем первом месте работы в ЭКО ОВД Октябрьского района. С переводом в ГУВД моя основная деятельность – это технико-криминалистическая экспертиза. С ее помощью мы исследуем денежные билеты, ценные бумаги, документы, а также монеты.

- Какой из видов экспертизы является наиболее сложным, на ваш взгляд?

- Трудно ответить однозначно, каждая экспертиза сложна по-своему, но наиболее непростая в плане применения - почерковедческая. Чтобы ее провести, требуется предельная концентрация внимания, чтобы не упустить каких-либо мельчайших индивидуальных деталей почерка. Ведь порой от этого зависит успешность расследования.

- Можно ли сказать, что работа вашего отдела сегодня достаточно эффективна?

- Безусловно. Мы постоянно помогаем другим отделам в раскрытии преступлений. Работы очень много, и она не останавливается ни на секунду. Используя современное оборудование, стараемся как можно быстрее провести экспертизу и дать свое заключение.

- Доставил ли вам мировой экономический кризис хлопот с фальшивомонетчиками?

- О, да! В связи с экономическим кризисом доходы населения сократились, зато поток фальшивых денежных знаков и ценных бумаг резко возрос. Только в прошлом году мы выявили и изъяли 850 поддельных купюр различного достоинства. Все они были отправлены в специальную картотеку поддельных денежных знаков и ценных бумаг.

- Трудно ли сразу определить фальшивку?

- Все зависит от качества подделки. Но специализированное оборудование, которое имеется в нашем отделе, позволяет выявлять любые фальшивые денежные знаки. Кстати, фальшивки, которые изготавливались на территории Алтайского края, особенным качеством не выделялись. А вот те, что поступают из крупных городов России, таких как Москва или Санкт-Петербург, может распознать только специалист. И мы уже изымали подобные денежные знаки из оборота.

- Ольга Михайловна, расскажите, пожалуйста, о конкретном случае из вашей практики.

- Когда я еще работала в ЭКО ОВД Октябрьского района, в элитном поселке края в своем собственном доме под обстрел бандитов попал известный адвокат. Я в составе оперативно-следственной группы выехала на место преступления. Там обнаружила оттиски следов ботинок одного из налетчиков, позже я вспомнила, что подобный след я уже видела в картотеке учета следов обуви. Мы провели трасологическую экспертизу и смогли выяснить, кому могли принадлежать эти ботинки. В результате была задержана банда, состоящая из нескольких человек, которая специализировалась в разбойных нападениях на элитные коттеджи. Собранные нами улики приобщили к материалам дела, позже в суде вина обвиняемых была полностью доказана.

- А бывают моменты, когда становится тяжело и кажется, что все, сил больше нет?

- Я думаю, что в каждой работе и у любого человека бывают сложные моменты, когда становится тяжело. Но это быстро проходит, так как я прекрасно осознаю, что это мой долг. Я сама сделала осознанный выбор, когда шла работать в органы внутренних дел, и прекрасно понимала, что меня ждет в будущем. Мотивацией же для меня служит то, что я всегда вижу результаты своей работы, которые помогают бороться с преступностью, раскрывать дела, спасать чьи-то судьбы. Разве может быть что-то лучше, чем помогать людям?

Беседовал Алексей ЛЮБАР

Фоторепортаж