Бензин на нуле

В Барнауле с прошлой недели проблемы с бензином: на одних заправках очереди, другие просто закрыты

00:00, 27 апреля 2011г, Общество 1860


Бензин на нуле Фото №1

В выходные резко уменьшилось количество машин на дорогах города – многие, понимая, что в понедельник надо еще до работы доехать, решили субботу-воскресенье прожить, передвигаясь пешком или на общественном транспорте. Понедельник и вторник проблемы не решили: бензина по-прежнему нет.  

К счастью, у меня в машине было еще полбака. Но, посмотрев на ажиотаж, решил долить бензина и поехал на ту АЗС, где заправляюсь всегда. По дороге проехал мимо заправки «Роснефти» - хвост очереди выполз уже на дорогу. На самой АЗС было битком. После этого стало жаль, что с собой нет канистры – залиться бы впрок…

На «моей» заправке, как ни странно, оказалось пусто. Спросил кассиршу, как же это им так повезло, что у них есть бензин?

- Так на выходные мы закрывались. А сегодня хозяин сказал только пять тонн продать… - ответила она. Я залил бензина на 500 рублей и подосадовал, что мало – оставалось ведь еще деление! Заправлявшийся из соседнего пистолета водитель сказал: «По всему городу ездил, еле нашел эту заправку. Это что же, старые времена возвращаются?! Надо опять с бочкой за бензином ездить? Я уж думал, такого больше не будет никогда»…

Причины пересыхания бензиновых рек называют разные. Говорят, например, что таким
образом продавцы горючего решили бороться с сезонным запретом на поездки большегруз-ного транспорта по дорогам края. Однако нефтевозы должны были получать бесплатные пропуска.

Есть и другая версия, согласно которой крупные компании решили вытеснить с рынка мелкие АЗС. Однако страдают при этом рядовые автомобилисты…

Топливо для села

А вот сельхозпроизводители Алтайского края и специальные службы обеспечиваются ГСМ бесперебойно. Об этом сообщили в краевом управлении по промышленности и энергетике.

По информации ОАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт», в настоящее время в связи с началом действия новых положений о реализации нефтеперерабатывающими заводами России ГСМ на электронных биржевых торгах (вначале 15%, сейчас 30% от общего объема продаж на внутреннем рынке) у мелких и средних торгующих компаний возникли проблемы с бесперебойным обеспечением своих заправочных станций топливом. Часть независимых топливных операторов несвоевременно зарегистрировались или не оформили необходимые документы для участия в биржевых торгах.

Результатом подобной ситуации стал дефицит ГСМ на ряде заправочных станций края - подобная тенденция характерна для нескольких регионов страны. Как следствие, возросло обращение потребителей непосредственно на автозаправочные станции ОАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт». Объемы реализации ГСМ данной компанией увеличились практически в три раза. Так как ряд мелких АЗС закрылся из-за отсутствия топлива, для избежания ажиотажа и спекулятивных действий НК «Роснефть» -Алтайнефтепродукт» была вынуждена ввести на собственных АЗС временное лимитирование отпуска топлива за наличный расчет. Необходимые ограничения введены и на АЗС «Газпромнефть-Алтай». По топливным картам ГСМ выдаются в полном объеме. Все специальные службы Алтайского края обеспечиваются моторным топливом в требуемом количестве в соответствии с заключенными договорами, включая сельхозтоваропроизводителей.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин обратился в адрес министра энергетики Российской Федерации, министра сельского хозяйства Российской Федерации и к президенту ОАО «НК «Роснефть» с просьбами о дополнительном выделении дизельного топлива для селян: «Роснефти» - 30 тыс. тонн, «Газпромнефти» - 10 тыс. тонн. Под эти цели в край уже поступило дополнительно 5 тыс. тонн дизельного топлива.

Следует заметить, что для своей розницы ОАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» также приобретают нефтепродукты через биржи. «Независимым топливным операторам нужно не создавать искусственно ажиотаж вокруг дефицита ГСМ, а срочно принять компетентные решения о работе в изменившихся условиях», - комментируют в краевом управлении по промышленности и энергетике.

Необходимо отметить, что из более чем 800 АЗС, действующих в крае, под брендом НК «Роснефть» работает около 100 автозаправочных станций, «Газпромнефть» - 17.

ОАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт», ОАО «Газпромнефть-Алтай» являются уполномоченными государством компаниями, через товаропроводящую сеть которых своевременно и в согласованном объеме осуществляется реализация ГСМ сельхозтоваропроизводителям региона по льготным ценам.

Важным фактором социальной ответственности ОАО «НК «Роснефть» - Алтайнефтепродукт», ОАО «Газпромнефть-Алтай» является замораживание компаниями розничных цен на бензин и дизельное топливо с начала текущего года.

Неужели картельный сговор?

Кстати, острый дефицит бензина наблюдается не только у нас. Как минимум еще в десяти регионах России есть проблемы с топливом – либо у заправщиков, либо уже у простых автомобилистов, при этом наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, сообщает ресурс mail.ru.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев подозревает российских нефтяников в картельном сговоре, сообщила вчера поздно вечером пресс-служба ведомства. Если подозрения подтвердятся, компаниям грозит наказание вплоть до уголовной ответственности.

Причина недовольства Артемьева — в дефиците моторного топлива на внутреннем рынке.

Региональные управления ФАС еще на прошлой неделе забили тревогу. Первой проверку «дочки» «Роснефти» — «Белгороднефтепродукта» — начало Белгородское УФАС. Поводом стали многочисленные обращения автомобилистов региона, сообщило управление в пятницу: компания-монополист на местном рынке ограничила продажу Аи-92 и Аи-95.

Вторым звонком стала ситуация в Алтайском крае. В регионе бензиновый дефицит, причины выясняются, объявило в понедельник краевое УФАС.

На заправках крупнейших операторов края – «Газпромнефти» и «Роснефти» – выдают по 20-40 л бензина на машину, на многих АЗС топливо не продают уже два дня, сообщило РИА «Новости».

Артемьев вчера решил провести совещание с представителями Российского топливного союза (РТС), чтобы увидеть картину на розничном рынке топлива в целом по стране.

И проблемы не только в двух вышеназванных регионах, следует из сообщения ФАС по итогам встречи. «Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива», – приводит пресс-служба ФАС слова президента РТС Евгения Аркуши. О проблемах на совещании заявили также представители Красноярского края и Москвы, рассказал один из участников встречи.

По данным разных СМИ, проблемы есть еще в целом ряде регионов. Монополия «Брянскнефтепродукта» («дочка» «Роснефти») привела к дефициту в Брянской области, сообщает «Российская газета». В Мурманской области с заправок исчезают Аи-92 и Аи-95, пишет «Комсомольская правда»; ситуацию осложняют «физлица» – раз дефицит, то и стремятся купить больше, заявили изданию на АЗС «Роснефти».

На сайтах 11 региональных УФАС, в ведении которых города-миллионники – от Москвы до Волгограда – вечером в понедельник никаких новостей о топливном дефиците не было.

«На московских АЗС проблем действительно пока нет: люди нормально заправляются, - отмечает Евгений Аркуша. - Но есть проблемы с закупкой топлива у владельцев независимых заправок: перед Московским НПЗ очереди из машин заправщиков стоят по 15-17 часов. Цены есть, и они хорошие, а вот топлива – нет, его отпуск сокращен», - добавляет он.

Насколько тяжела ситуация в регионах в действительности, ФАС сейчас сказать не может, заявил «Ведомостям» представитель ведомства, служба будет разбираться. А пока руководителям нефтяных компаний направлены предупреждения о необходимости стабилизации ситуации, отмечается в пресс-релизе ФАС, запрошены объяснения о причинах возникновения товарного дефицита.

Заправщики считают, что главная проблема в несоразмерном снижении оптовых и розничных цен. «Если крупные игроки, такие как «Роснефть», «Газпромнефть» и другие, снижают розничную цену на 5 руб., то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 руб. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит», — приводит ФАС слова президента Алтайского топливного союза Юрия Матвейко. По данным участников совещания, вертикально-интегрированные нефтяные компании создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.

«Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора», – отметил Игорь Артемьев.

«Ситуация на рынке катастрофическая, – предупреждает Евгений Аркуша. – При таком росте оптовых цен, который мы наблюдаем, розничные должны были подскочить на несколько рублей за литр, но этого не происходит, так как нефтяные компании, в первую очередь с госучастием, держат розницу на нижней планке».

Нефтяники свою вину отрицают. «Роснефть» в дефиците не виновата, говорит ее представитель: компания в 2011 г. в два раза сократила экспорт нефтепродуктов, оставив объемы производства на прежнем уровне. Хотя отгрузка топлива действительно идет только в собственные сети – во избежание спекуляций, объясняет представитель «Роснефти». То, что топливо отгружалось только владельцам дисконтных карт, представитель компании отрицает. «Газпромнефть» увеличила внутренние продажи на 10% и никаких ограничений независимым АЗС не вводилось, уверяет представитель этой компании. Собеседник в ТНК-ВР отметил лишь, что компания «полностью и в срок выполняет свои обязательства по поставкам топлива контрагентам».  

Фоторепортаж