«Коллекционер»

Житель Барнаула Евгений Панченко, застреливший двух милиционеров в доме на улице Юрина, имел патологическую страсть к оружию

00:00, 17 июня 2011г, Происшествия 2337


«Коллекционер» Фото №1

В день оглашения приговора братьям Евгению и Олегу Панченко в Алтайском краевом суде собралось много журналистов. Правда, заглянуть подсудимым в глаза им не разрешили. Cтарший из братьев, который, кроме прочих «подвигов», был признан присяжными виновным в убийстве сотрудников Виталия Домнина и Александра Нефедкина, прикрывал лицо капюшоном. Но руки, нервно комкающие Уголовный кодекс РФ, выдавали волнение. Младший, чей список преступлений короче, стоял ссутулившись.
В прениях сторон, которые состоялись за несколько дней до приговора, государственный обвинитель прокуратуры края Вера Варламова просила осудить старшего Панченко к пожизненному лишению свободы, младшего - к семи годам шести месяцам.
Собравшиеся в зале суда ждали, каким же будет наказание…

Последний патруль

Тот злополучный день – воскресенье, 6 декабря 2009 года – стал роковым в судьбах сразу нескольких человек. Началось все с того, что на пульт дежурного милиции поступил звонок от жителя одного из домов на улице Юрина в Барнауле, раздраженный мужчина сообщил, что «кто-то шарится в счетчиках», отчего в квартирах гаснет свет. Сотрудники патрульно-постовой службы Виталий Домнин и Александр Нефедкин пошли туда, чтобы проверить информацию. А спустя некоторое время из того же дома позвонила женщина, сказала, что на лестнице истекают кровью два раненых милиционера.

Когда приехали их коллеги и «скорая помощь», Виталий и Александр еще дышали, но не приходили в сознание. Кобура у Виталия Домнина была расстегнута, но табельное оружие он вынуть не успел. Раненых сразу же увезли в горбольницу № 1. Однако врачи уже не могли им помочь.

Оба милиционера работали в Ленинском районе не первый год. Знали каждый дом, магазин, подъезд. Невозможно было предположить, что рядовое сообщение обернется смертью.

Виталию Домнину было всего 34 года. Служить в милиции начал в 1995 году, дважды выезжал в служебные командировки в Чеченскую республику, принимал участие в специальных мероприятиях по ликвидации незаконных вооруженных формирований, действовал решительно и мужественно, о чем свидетельствуют ведомственные и правительственные награды. Его смерть стала тяжким горем для родителей, жены. Без отца остались двое маленьких детей.

Александру Нефедкину исполнилось 27 лет. На службу в милицию зачислен в мае 2004 года. В автобиографии написал, что выбрал профессию, учитывая сложившуюся в семье традицию. Двое его братьев уже работали в ОВД Центрального района Барнаула. Александр был в числе лучших сотрудников, не раз поощрялся руководством за добросовестное выполнение служебных обязанностей, в том числе за грамотные действия при задержании преступников по горячим следам. Александр был хорошим семьянином, заботливым отцом, отзывчивым сыном. Его дочери всего три года.

Молодые милиционеры даже не успели попрощаться с близкими и товарищами по службе. Выстрелы в чужом подъезде вырвали их из жизни.

Свидетели и улики

Убийцу милиционеров и его подельника задержали через несколько месяцев. Была проделана кропотливая работа, чтобы выйти на след преступников, найти доказательства их вины.

На месте преступления нашли спортивную шапочку, которую, как потом выяснилось, уронил убийца. Свидетели – двое подростков, случайно оказавшиеся в подъезде в момент преступления, рассказали, как двое не знакомых им мужчин поднимались по лестнице, а милиционеры попросили их остановиться, потом прозвучали выстрелы. В подъезде было плохо видно, поэтому свидетели успели разглядеть только то, что у стрелявшего большой нос с горбинкой.

На другой день возле расположенных неподалеку от «криминального» дома гаражей в снегу нашли две сумки с оружием и боеприпасами, спецсредствами. Их обнаружили взрослые и сразу же передали в милицию. А вот пистолет Макарова откопали из-под снега четверо подростков, игравших в войну. Один из мальчишек хотел забрать его и унести к себе домой, трое других предлагали сдать в милицию. Завязалась потасовка, пистолет выстрелил. Пуля пробила стекло в окне поликлиники. К счастью, в тот момент в кабинете никого не было…

Мальчишки, испугавшись, подбросили пистолет к подъезду и вызвали милицию. Это был тот самый «Макаров».

Темная личность

Как рассказал «АП» старший следователь по особо важным делам управления Следственного комитета России по краю Алексей Вдовенко, постепенно круг подозреваемых сузился до двух человек – братьев Евгения и Олега Панченко, живших в этом самом доме.

Когда после убийства во всех окрестных домах делался поквартирный обход, и Евгения Панченко приглашали в отдел милиции, где он преспокойно рассказал, что провел вечер в кафе, употребляя спиртные напитки.

На деле все было по-другому. Под давлением собранных доказательств после задержания оба брата рассказали довольно откровенно, как и почему все случилось.

Евгений когда-то служил в спецназе, затем инспектором дорожной службы, однако уже более 10 лет оставался без работы. Но у него была «одна, но пламенная страсть» - оружие. Кроме трех карабинов «Сайга», официально зарегистрированных на него, достал еще пистолет Макарова, два обреза, один из которых отремонтировал и усовершенствовал собственноручно. У старшего Панченко хранился порох в пластиковых бутылках. Он заказал два прибора для бесшумной стрельбы, которые ему изготовили, приспособил их к своим обрезам. Собрал целую библиотеку специализированных журналов по оружию.

Как потом рассказывал бывший сослуживец Панченко по спецназу, тот был довольно скрытным по характеру, никогда не говорил о своей личной жизни, о планах, зато много и с жаром рассуждал об оружии. Другой его бывший коллега сообщил, что Евгений однажды попросил приобрести для него наручники в специализированном магазине, мол, надо чемодан с деньгами к руке пристегивать.

Не делился Евгений Панченко своими мыслями и с матерью, говорил лишь, что у него «все хорошо».

«Давай возьмем офис штурмом!»

В октябре 2009 года Евгений вдруг обратился к своему младшему (на 9 лет) брату Олегу с предложением «взять штурмом» офис владельца автозаправки в районе пивзавода. Олег к тому времени имел неоконченное высшее образование и тоже, как и брат, состоял в рядах безработных.

Евгений рассказал брату, что однажды, проходя мимо бензозаправки, увидел, что какая-то женщина обронила пачку денег, а потом подобрала их и вошла в офис. Из чего Евгений сделал вывод, что там могут быть большие суммы.

Братья стали выезжать к автозаправочному комплексу. Следили с пустыря за его владельцем. При этом они стелили на снег мех, надевали белые маскхалаты, чтобы их невозможно было заметить, наблюдали в бинокль. Так они провели несколько часов 6 декабря, однако в офисе, который предполагалось «брать штурмом», никто не появился.

Братья поехали домой, стали подниматься по лестнице, и тут их окликнули милиционеры, попросили показать, что в сумке. Тогда старший Панченко и стал стрелять…

После убийства, раскидав у гаражей свой «арсенал», братья провели ночь в лесополосе на окраине города. Потом Олег ушел к матери в больницу, Евгений – домой.

Стали вести скрытный образ жизни, матери сказали, чтобы она не пускала в квартиру милиционеров, на их вопросы отвечала в коридоре. Все кончилось тем, что квартиру братьев взял штурмом спецназ, старшего Панченко при этом вынули из петли.

Как уже сообщала «АП», Евгений Панченко получил 24 года колонии строгого режима, младший – 4 года 6 месяцев общего.

Приговор пока не вступил в законную силу. Панченко могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Фоторепортаж