ОБРАЗОВАНИЕ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

00:00, 27 апреля 2010г, Общество 1613


ОБРАЗОВАНИЕ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Фото №1

В минувшую пятницу, во второй день Всероссийских чтений "Педагогическое наследие Степана Павловича Титова", прошла педагогическая конференция, а в Алтайской государственной педагогической академии была открыта учебная аудитория имени замечательного сельского просветителя. Отныне в аудитории 411 института психологии и педагогики АлтГПА представлены материалы о жизни Степана Титова.

Начался второй день чтений с пленарной части конференции, на которой присутствовали около 350 человек, причем более двухсот из них прибыли из районов края, а также других регионов страны и даже из Казахстана. Открыл конференцию вице-губернатор, начальник краевого управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов. В своем выступлении Юрий Николаевич отметил значимость Титовских чтений для учительского сообщества края и остановился на некоторых проблемах и самых весомых достижениях краевой системы образования в последние годы – таких, как комплексный проект модернизации образования, обновление оборудования школьных столовых и система поддержки талантливых учителей.

– Мы смогли приступить к решению таких проблем, как заработная плата учителей начальной школы и наших молодых специалистов. Сегодняшняя система оплаты труда позволяет приблизиться к решению этих вопросов, – заявил Юрий Денисов, напомнив, что важным показателем является соотношение заработной платы учителей и средней зарплаты в регионе. – За март заработная плата учителей составила 98% от средней заработной платы по региону, и это говорит о том, что сегодня край максимально реализовал имеющиеся возможности.

Период полураспада специалиста

Выступавший следом доктор физико-математических наук, ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Геннадий Бордовский сразу оговорился, что специально не готовил доклада, а его воззрения разделяют далеко не все члены педагогического сообщества.

Учитель – человек, который в какой-то степени "лечит общество", а само общество за последние годы изменилось радикально, считает Геннадий Алексеевич. Россия ушла от социалистической системы, окунулась в процессы глобализации и стала частью информационного общества, в котором невероятно ускорился темп обновления и устаревания знаний. Ректор РГПУ назвал это "периодом полураспада специалиста": если сегодня педагог изо дня в день читает физику по одному учебнику, его компетентность катастрофически падает.

– Как я работал в свое время: получаем результат в лаборатории, пишем статью, отправляем в журнал, она в лучшем случае через полтора года выйдет, – объясняет разницу в принципах работы Геннадий Бордовский. – Лет через десять появляются монографии, в которых есть ссылка на статью, а через двадцать что-то такое появится и в учебнике. Сегодня я получаю результат, а завтра он уже "висит" в Интернете, и все, кому интересно, будут это знать.

Ректор РГПУ рассказал и о критериях оценки современного образования в России: "Мерило тут только одно – если система образования обеспечивает успешное развитие страны, она хороша. Если система образования такова, что страна постоянно отстает и вынуждена догонять, то она, извините, плохая. Советская система была хороша в советских условиях, она обеспечивала нашей стране очень мощное развитие. Но сегодня ситуация изменилась". А корень проблем Геннадий Бордовский видит в том, что наше образование по-прежнему нацелено на воспроизводство учеником знаний, и предлагает основательно пересматривать образовательные технологии: "Нельзя больше требовать от нашего ученика воспроизводить то, что написано в учебнике".

Традиции и инновации

Алексей Герасев, ректор Новосибирского государственного педагогического университета и председатель совета ректоров педвузов Сибири, заметил, что приятно удивлен тем, как бережно на Алтае сохраняется наследие Степана Павловича Титова.

– Я думаю, что это наш общий капитал, и было бы очень хорошо, если бы при всех реформах и модернизациях продуктивный опыт и замечательные находки не отметались, а накапливались и становились общим достоянием. Перед нами стоят масштабные задачи, и наше общение на конференции – ключ к их успешному решению, – подытожил Алексей Дмитриевич.

Выступление Юрия Сенько, доктора педагогических наук и действительного члена Российской академии образования, было посвящено "гуманитаризации" профессиональной компетентности учителя и частично перекликалось с тезисами Геннадия Бордовского. А завершило пленарную часть выступление Павла Костенкова, автора книги о жизни Степана Титова.

После перерыва участники конференции на пяти секциях обсуждали такие темы, как подготовка учителя-просветителя, инновационные технологии в образовании, роль сельской школы как центра образования и культуры, проблемы семейного воспитания и психолого- педагогическое сопровождение деятельности учителя. Корреспонденты "АП" обнаружили, что на второй секции, посвященной инновациям в образовании, сложилась удивительно доброжелательная и заинтересованная атмосфера. Выступавшие педагоги из разных школ делились опытом в профориентационной работе, развитии творческих способностей учеников и познавательной педагогике. Была затронута и тема новых образовательных стандартов. На секции присутствовали будущие педагоги – студенты АлтГПА, которые, пользуясь случаем, засыпали вопросами многоопытных коллег.

Анна Полковникова, учитель Российско-казахстанской гимназии (г. Усть-Каменогорск, Казахстан), рассказывавшая о формировании толерантности учащихся через сотрудничество со славянскими культурными центрами, поблагодарила организаторов чтений от лица казахской делегации:

– Мы с удовольствием сегодня все впитываем, эта поездка – как глоток свежего воздуха! Очень порадовались поддержке учительства на Алтае на официальном уровне и высокому статусу педагога. Нас здесь интересовало буквально все: каковы условия труда, нагрузка, оплата, как ведется творческая работа. И, конечно, мы постарались наладить связи, чтобы наше сотрудничество было постоянным.

Фоторепортаж