Шанс есть всегда

Разработки, представленные краевым фитоцентром «Алфит», фармацевтическим заводом «Гален» и Алтайским краевым онкологическим диспансером, отмечены краевой премией по науке и технике за 2011 год

00:00, 27 января 2012г, Общество 1298


Шанс есть всегда Фото №1

Журналист «АП» Анатолий Муравлёв побеседовал с одним из разработчиков проекта, известным в крае фитотерапевтом кандидатом медицинских наук Сергеем КОРЕПАНОВЫМ.

Травы, травы, травы не успели…

- Еще совсем недавно официальная медицина весьма скептически относилась к потенциалу лекарственных растений в лечении болезней, в том числе злокачественных новообразований. Сейчас же многие из них внесены в Перечень разрешенных к применению и широко используются при лечении онкобольных, в том числе благодаря таким энтузиастам, как вы. Как вы пришли к решению заняться фитотерапией?

- После окончания Алтайского мединститута я девять лет работал акушером-гинекологом в роддоме № 1 и краевом онкологическом центре.

И все больше приходил к выводу, что многие коллеги недо-оценивают лечебное воздействие трав, а вот пациенты надеются на их лечебное воздействие. Чтобы лучше понять механизмы этого воздействия и методы лечения злокачественных новообразований, познакомился с известными в крае и стране ботаниками, учеными, фитотерапевтами, такими как Ирина Верещагина, Владимир Ильин, Юрий Никифоров, Алексей Шретер, Александр Николаев.

В марте 1991 года появился фитоцентр «Алфит», а спустя несколько лет и его производственная база – «Гален», где изготавливается несколько десятков фитопрепаратов.

Сейчас в «Алфите» работают четверо врачей-онкологов с многолетним стажем, прекрасно освоивших методы фитотерапии.

Синергический эффект

- А в чем, собственно, состоит новизна? Ведь медицина до конца XIX века зиждилась на использовании лекарственных растений.

- Верно. Но затем люди научились из них выделять лекарственные вещества, а потом и синтезировать их. Так успехи химии затмили тысячелетний мировой опыт лекарей и врачей, знания о пользе растений оказались невостребованными. А мы доказали, что можно и нужно применять травы как дополнительный метод во время химиотерапии, лучевой терапии и после их проведения. Мы, фитотерапевты, не противопоставляем себя ни врачам, ни народным целителям, всегда подчеркиваем: фитотерапия – дополнительный метод, улучшающий результаты основного лечения в онкологическом центре.

Совместно с Алтайским филиалом НИИ имени Блохина, краевым онкологическим диспансером мы экспериментально и в клинических условиях доказали, что фитотерапия способствует повышению эффективности специального противоопухолевого лечения.

У больных, которые принимали фитотерапевтические средства, после химиотерапии оказались более высокими иммунологические показатели, улучшалось качество жизни. И эксперименты на мышах (совместно с Томским НИИ фармакологии) показали: площадь метастазирования уменьшилась при сочетанном применении химиотерапии и фитосборов по сравнению с изолированным химиотерапевтическим лечением.

Выявление онкологических заболеваний еще не приговор. Они излечимы, особенно при условии ранней диагностики.

Однако лучевая терапия, давая хороший результат, имеет и побочные действия. А фитотерапия помогает значительно уменьшить их. В науке подобное комплексное воздействие называется синергическим эффектом, суммирующим взаимодействие нескольких факторов. Лекарственные растения обладают иммуностимулирующими, противовоспалительными, ранозаживляющими, противоопухолевыми свойствами. Это подтверждено как в клинических, так и в лабораторных экспериментах.

Беззвучные звонки

- А каковы первые признаки этой коварной болезни?

- В том-то и вся беда, что первые признаки онкологии неспецифичны. Это, как правило, слабость и недомогание, но подобные симптомы характерны для многих заболеваний.

А вот резкая и «необъяснимая» потеря веса – это уже серьезный специфический звонок.

Вторая беда – человеческая беспечность. Онкозаболевания различных органов диагностируют и лечат. Например, посещение женщинами гинеколога хотя бы раз в год гарантирует раннюю диагностику рака шейки матки со 100-процентным излечением. Но они продолжают умирать от данного заболевания. Потому что обращаются к врачу слишком поздно.

Лучший лекарь – природа

- Вы много лет проводите семинары для врачей-онкологов, как они проходят?

- Эти семинары посвящены фитотерапевтическому методу в целом, не только в онкологии. Хорошо поддаются траволечению многие хронические заболевания: органов дыхания, пищеварения, мочевыводительной системы. Особенно у тех пациентов, которым рекомендуется огромное количество фармакологических препаратов, дающих побочные действия. Приходится с помощью фитотерапии корректировать состояния, наступающие у больных под влиянием проведенного лечения.

Как правило, учеба проходит так: три дня теоретических занятий в Барнауле, затем едем на природу, где на практике знакомим их с травами, произрастающими в горах и лесах, на болотах и лугах.

Аты-баты, идут БАДы!

- Выпускаемые фармзаводом «Гален» препараты следует рассматривать только как биологически активные добавки – БАДы?

- Мы сертифицируем выпускаемую продукцию как БАДы, чайные напитки, травяные сборы. Фактически наши препараты из трав – это средство фитолечения. Но такой сертификации в стране пока нет. Даже нет специальности врача-фитотерапевта. А метод траволечения официально утвержден лишь в 2000 году.

Между прочим, еще недавно онкобольные в России вынуждены были приобретать за огромные деньги импортные общеукрепляющие БАДы – продавали квартиры, автомобили, дачи. Но наши относительно дешевые и эффективные препараты вытеснили их с алтайского рынка. Сами пациенты просто заставили нас расширить ассортимент фитопродукции не только для онкобольных, но и для тех людей, которые страдают заболеваниями почек, печени и других органов.

- Какие самые любимые растения у Сергея Корепанова?

- Адаптогены: лимонник китайский, женьшень, заманиха дальневосточная, золотой, маралий корень. Пусть только не беспокоятся экологи – данные «краснокнижные» растения прекрасно растут в культурных условиях, где и заготавливаются для изготовления нами фитопрепаратов. Адаптогены мягко регулируют иммунную систему человека. Не надо только путать их с модными нынче иммуностимуляторами, грубо воздействующими на организм.

- В последние годы в аптеках появились фармакологические препараты в самых разных формах – в виде гелей, мазей, желе... Вы движетесь в этом направлении?

- У нас на выходе несколько таких препаратов из натуральных трав. Намерены также выпускать травы в смешении с медом.

Почем фунт лиха?

- Многие жители Барнаула и гости города уже знают про музей «Мир времени» на улице Матросова, 12, который вы создали. Как вы находите время еще и для этого?

- Занятия фитотерапией подтолкнули меня к собиранию литературы о травах, старинных рецептов и методов лечения. За таким книгами я много лет охотился, собрал обширную библиотеку. Современный фармакологический справочник порой беднее по содержанию, чем рецепты травников XVIII-начала XX века. Однако в старых книгах, к примеру, вес лекарств приводится в старых массах веса – в золотниках, скрупулах и так далее. Пришлось разбираться.

Следующим шагом было приобретение старых аптекарских приборов. Они и стали первыми экспонатами музея «Мир времени». Его посетители сегодня могут их потрогать, чтобы понять, «почём фунт лиха», почему «мал золотник, да дорог», что такое «от горшка два вершка» и «косая сажень в плечах».

Доступны читателям и старинные медицинские книги, собранные мной, – они предоставляются в читальном зале музея бесплатно.

Получается, что моё увлечение ещё и приносит пользу людям, моим землякам…

Фоторепортаж