«Сибирская птица» набирает высоту

00:00, 03 февраля 2012г, Общество 5103


«Сибирская птица» набирает высоту Фото №1

В старых фильмах не раз встречаются очень жизненные кадры, когда разведчики ли, полярники, геологи, моряки безуспешно стараются сообщить о своих бедствиях. Помните, радист в десятый, в сотый раз подает позывные, пытаясь поймать нужную волну? Не удается.

Нечто подобное два с половиной года назад происходило на бывшей птицефабрике «Сибирская» в поселке Сибирском Первомайского района. Ее коллектив пытался достучаться до разных инстанций, но призывы о помощи уходили в пустоту, нужная волна не ловилась. А спасать было что. До начала 90-х годов эта единственная за Уралом уткофабрика ежегодно производила 5000 тонн мяса и еще несколько миллионов утят продавала населению и другим потребителям.

После 1991 года предприятие несколько раз перепродавалось. И вся его «экономика» вылилась в поэтапное свертывание производства и высвобождение персонала. От производства мяса предприниматели-частники отказались сразу. А из десяти корпусов, заполняемых прежде маточным поголовьем и молодняком, при последнем владельце в 2006-2009 годах жизнь едва теплилась лишь в полутора птичниках.

Снежным комом нарастали долги, задерживалась зарплата, птица оказалась на полуголодном пайке. Критический момент наступил в июле 2009 года: птицефабрике отключили свет, закончились здесь и корма. Предприниматель объявил о прекращении деятельности. Как говорится, приплыли.

Нет худа без добра

Слух о крахе стремителен: мигом нашелся покупатель, пожелавший из общего цикла вырвать один инкубатор. А вот новосибирские предприниматели Геннадий Шмаков и Татьяна Сафронова, взвесив все, решили спасать все производство. Пойти на такое в разгар всеобщего финансового кризиса, казалось бы, величайший риск. Но, как увидим, за дело взялись не новички, а серьезные экономисты. Вся быстрая череда тогдашних событий подтверждает это.

Так, сразу был сделан верный шаг на нужной волне - установлено сотрудничество с районными властями. Те вывели будущих хозяев на фермера Вячеслава Кожевникова, который стал в полной потребности обеспечивать фабрику пшеницей, горохом, овсом, зерноотходами. Также в рекордный срок были оформлены все документы и зарегистрировано новое предприятие «Сибирская птица». Следующее действие – выход на связь с краевыми органами. И здесь заместитель губернатора, начальник Глав-экономики Михаил Щетинин помог, в частности, с оформлением банковских кредитов. Поддержку оказало и крайсельхозуправление.

В момент передачи тут все зияло пустыми глазницами окон, механизированная раздача была выдрана. Вот в таком состоянии были куплены новыми владельцами 7 птичников и санпропускник. За короткий срок восстановили три из них, запустив туда около 21 тысячи уток и селезней. Отладили кормораздачу. На 75 процентов погасили долги по зарплате и собирались закрыть остальное. Разработали премиальную систему оплаты, задумали купить автобус для доставки людей на работу и по домам.

Недоделок было еще немало, но фабрика заработала, ожила. Об этом мы рассказали в публикации «Сибирская птица» расправляет крылья» («АП» за 7 ноября 2009 г.), подчеркнув, что в результате сложения тех инициатив – общественность-бизнес-власть – был выбран самый экономически оправданный и социально ответственный вариант. Все стороны услышали друг друга. Помощь и усилия были встречными, взаимными, а следовательно, и самыми действенными.

Это вам не гвозди на складе

- Видите, дорогу к фабрике своими силами подняли. Еще не асфальт, но с твердым покрытием, - говорит на подъезде исполнительный директор Валерий Грачев. – А вообще замечаете разницу?

Как не заметить? Территория широко окрест как утюгом разглажена, а тогда тут было столько битых конструкций и прочего хлама. Новое ограждение, за которым тоже все имеет ухоженный вид. А то, что внутри корпусов, нам показала главный зоотехник Любовь Карташова.

- Птица - это не гвозди, что могут на складе лежать. Ее надо кормить вовремя и хорошо, ухаживать за ней, как за детьми, - вводит она в курс дела. – Утка у нас своя племенная двух видов, и оба - знаменитой пекинской породы. Еще в европейской части закупаем куриное яйцо и инкубируем бройлера. За него тоже не стыдно – минимум 6 килограммов, а так и до 7,2 килограмма вырастает. Давно купили качественные корма. Для снижения себестоимости берем также пивоваренную дробину.

Зоотехник поясняет, почему уток вырастить труднее, чем бройлеров, а еще перечисляет появившиеся за эти два года приобретения: убойный пункт сделали, в нем новое оборудование, как и в инкубаторе. Дополнительную вместительную морозильную камеру купили. Спецодежда для птичниц: удобные теплые куртки с брюками, жилеты-телогрейки...

На работу идти хочется

Да мы и сами видим, насколько фасонисто и ладно выглядят птичницы. Подрулив на кормораздатчике, Наталья Прокошина (видимо, слышала разговор) добавляет:

- И сапоги теплые с мягкими голенищами, очень удобные. В четвертом маточнике сейчас 7246 уток и селезней. Управляемся трое: со мной еще Ольга Лукьянова и Лида Лобастова. В феврале будет вакцинация и рассадим по 120 уток и 36 селезней в секции, пусть токуют. Наша задача - кормить их и каждый день собирать яйцо для инкубации. Работа хорошая, зарплата - 11-13 тысяч. Бесплатно на работу и с работы во-зят. Я живу в Озерках, и еще оттуда есть. Автобус в 7.20 забирает, в 17.00 смена заканчивается, минут через сорок уже дома. Удобно.

Помните, здесь собирались купить автобус? Так, кроме него теперь еще два санитарных «УАЗа» и три «Газели» доставляют работников из Лугового, Среднесибирского, Рогулинского, Наумово, Цаплино, из села Озерки и одноименной станции. Постоянно работают 53 человека, в период инкубации доходит до сотни.

Прощаемся с Прокошиной, но она: «А бытовку посмотреть?» Тут, мол, раньше обогревателем не могли согреться, а теперь от труб вдоль стен такое тепло! Электроплитка, стол, диван. Шторы сама Наталья Ивановна смастерила. Сплошной уют. «А еще нас хорошо поздравляют и одаривают на дни рождения, на Новый год», - заявила она напоследок.

В другом маточнике застаем птичниц Любовь Гаврилову и Зою Токмину. Работа у них та же: «На несушку готовим уток». И хотя мы не спрашивали, нам тоже продемонстрировали и спецодежду, и бытовку и сказали о том, что руководство во всем идет навстречу персоналу. Любовь Ивановна веско заявила: «На работу идти хочется!»

А нам невольно вспомнились беседы двухгодичной давности. Тогда у всех радость была какая-то осторожная. Сильны были впечатления от недавней разрухи и безнадеги, с оглядкой на них высказывалась надежда на улучшение. Ведь столько раз предприятие переходило из рук в руки – и все к худшему. Теперь совсем иное настроение. Значит, перемены происходят всерьез и надолго.

Конкуренция не страшна - качеством берут

Заведующий инкубатором Василий Соколов первым делом показывает новье:

- Минувшей осенью в двух залах предварительной инкубации старые шкафы заменили новыми. Они вместительнее, более производительные и с электронным управлением. На старые тоже установили электронику, чтобы все вывести на компьютер, - говорит он. – Автоматически поддерживаются нужная температура и влажность.

- А влажность-то яйцу зачем? Да и скорлупа твердая, - не понимаем мы.

- Через нее влага и проникает. Она нужна зародышу, иначе он к скорлупе прилипнет, высохнет и погибнет, - терпеливо объясняет гид. - Кстати, сообщаю, что цыплята выводятся через 21 день, утята – через 28. Это зал сортировки яйца. А здесь у нас детский птичий зал. Еще мы в прошлом году крышу перекрыли, теперь не протекает. Отопление сделали, своя котельная на инкубатор работает. На новую ограду посмотрите, она не хуже, чем у коттеджей.

Василий Андреевич, рассказав о работе в закрытом режиме, заявил:

- Конкурентов много, но мы качеством берем. В прошлом году был на курсах в НИИ птицеводства в Сергиевом Посаде. За три недели много полезного по современным методам инкубации положил себе в карман. А сейчас за счет предприятия учусь заочно на втором курсе по специальности «Зоотехния» в АГАУ. Вообще, позиция руководства: «Ребята, только учитесь – мы будем платить».

В прошлом году окончила заочно в АГАУ факультет «Экономика и управление на предприятиях АПК» главный бухгалтер Ольга Кунгурцева, а бухгалтер Ксения Леонова как раз в эти дни была в Барнауле на сессии в финансово-экономическом институте, где также за счет предприятия учится заочно. В 2010-м в НИИ птицеводства прошли курсы по племенному птицеводству Валерий Грачев и Любовь Карташова. Рассказав об учебе, Любовь Максимовна, а она старожил предприятия, поведала:

- Последний раз там были ровно 20 лет назад и вот теперь связь с учеными возобновили. А между прочим, раньше к нам за опытом со всей страны ездили, из-за рубежа тоже.

- Недавно приезжали специалисты из краевой ветлаборатории, их удивило, как у нас соблюдается закрытый режим и вообще культура производства, - добавляет главный ветврач фабрики Татьяна Сотникова. - Всю работу с яйцом, с молодняком ведем как надо. Кормовые добавки, витамины даем. Вакцинацию вовремя проводим против вирусного гепатита, против гриппа птиц, молодняк прививаем. Выбраковка идет постоянно. Во всех этих делах птичницы - первые помощницы зоотехнику и ветврачу.

Замах на будущее

Подведем некоторые итоги. Начинали с трех птичников. В позапрошлом и прошлом годах заполняли уже пять. Нынче семь. Чувствуете динамику? В 2010-м продали 318 703 подрощенного утенка (а с суточными – 360 тысяч). В прошлом году – 423 231 (с суточными – 480 тысяч) да еще реализовали около 200 тысяч инкубированного утиного яйца и вывели более 464,5 тысячи бройлеров.

- Нынче в полтора раза будет увеличение по бройлеру и еще будем выводить гусей, - сказал генеральный директор «Сибирской птицы» Геннадий Шмаков. – Самым трудным был 2010 год из-за сложностей с кормами и больших кредитов. Субсидий тогда не получали, потому что надо было выполнить ряд условий. Теперь они выполнены, и нам будут компенсировать две трети ставки рефинансирования по приобретенному новому оборудованию, это весомо. 20 лет в предприятие ничего не вкладывалось, а мы за короткий срок вложили 50 млн. рублей.

- Все кредиты возвращаем вовремя, со Сбербанком прекрасные отношения, - добавляет заместитель гендиректора по коммерческой работе и перспективному развитию Татьяна Сафронова. - Зарплата работников – 10-20 тысяч рублей в зависимости от выработки и качества. Все идет по плану - в конце апреля начнем реализацию суточного, а затем и подрощенного молодняка.

- А как с идеей возродить производство утиного мяса? Пока не получается?

- Почему? Возрождаем, - говорит Геннадий Николаевич. - В позапрошлом году немного, а в 2011-м произвели около 70 тонн. Расходится хорошо. Сейчас идут звонки, одни-другие просят хотя бы по пять тонн. Торговали утятиной на всех ярмарках, люди берут и спрашивают: «А почему ее в магазинах нет?» В этом году будем торговать мясом утки на рынках. Цены у нас на всю продукцию демократичные. Не задираем их, но и коллектив в обиду не даем.

- Месяц назад выкупили три оставшихся птичника у банка, которому они отошли в 2009 году за долги прежнего хозяина, - дополняет Татьяна Александровна. - В этом году не получится, а в 2013-м, думаю, начнем задействовать и их. Есть и еще цель. Специалисты сказали, что мы можем быть племрепродуктором второго порядка. Для этого кое-что еще упорядочим, а главное – надо ликвидировать свалку. Она санкционированная, но иметь ее рядом племпредприятию непозволительно. Решить этот вопрос на местном уровне не удается.

Хотелось бы, чтобы проблема разрешилась с пользой для дела. А уж остальное здесь привыкли делать собственными силами. И с успехом. Все тут идет поэтапно, продуманно, по плану. Цели ставят реальные исходя из возможностей, но продвигаются зримо.

Разговор прервали нежданные гости. Предприниматели из села Первомайского Инесса и Алексей Карасевы и почти следом за ними Ольга и Сергей Бардюга из Зудилово прямо с порога с одним вопросом: как работаете на майские праздники? Оказалось, первые ежегодно с апреля и до августа закупают здесь до 100 тысяч утят-цыплят и продают их населению практически по всему краю. Вторая чета торгует в основном в панкрушихинско-славгородской стороне и прилегающей части Новосибирской области. Узнав о гусях, обе компании сразу решают: тоже берем. Быстро договариваются о сроках и объемах. Поправляемся: нежданными гостями их называть нельзя. Это, можно сказать, партнеры.

Конечно, на предприятии хватает еще проблем. Но это, как говорится, проблемы роста, в преодолении которых легче рассчитывать на содействие. И руководители «Сибирской птицы» действительно повели речь о том, что в поддержку сельхозпроизводителей существует много программ, участие в которых, несомненно, ускорит движение вперед. «В этом отношении надеемся на долгосрочное сотрудничество с администрацией края и краевым сельхозуправлением», - сказали в заключение Геннадий Шмаков и Татьяна Сафронова.

Первомайский район.

Фоторепортаж
Блоги